Рейтинг@Mail.ru

Семейные ценности. Настоящее и прошлое

Разделы: Классное руководство


Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:

- обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;
- определение нравственных ориентиров;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям;
- воспитание чувства ответственности перед будущим;
- приобретение навыков ведения дискуссии;
- развитие навыков мыслительной деятельности;
- мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание чувства ответственности за коллективный труд;
- умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.

Ход классного часа

1 стадия вызов.

Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем дискуссионном клубе. Тема нашего сегодняшнего заседания : “Семейные ценности. Прошлое – настоящее”.

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же ? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

(1 место – самое важное и т.д.)

Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем?

(варианты ответов)

Действительно, почему для человека так важна семья.

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты в нашем кластере. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тагда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы - дети , и наше будущее и будущее страны зависит от вас И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

Итак, давайте теперь обозначим цели нашего занятия: : осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и осуществлять эти цели мы будем через решение задач:

- обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;
- определение нравственных ориентиров; - воспитание уважительного отношения к семейным традициям;
- воспитание чувства ответственности перед будущим;
- приобретение навыков ведения дискуссии;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание чувства ответственности за коллективный труд;
- умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.

2 стадия – осмысление.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями семейными традициями прошлого и настоящего. И вы ребята, сев за эти столы автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и соответственно настоящего. Создается группа экспертов.

Итак, русская народная пословица гласит:

“Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается”.

А “Домострой” нас учит: “Казни сына с юности его, и успокоит он тебя на старости твоей, и не слабей, бия младенца; если лозою бьешь его, то не умрет, а здоровее будет…”

Ребята чтобы вы смогли лучше проникнуть в проблему, мы максимально приблизили её к школе. (сценка)

1 сценка. “Наказание – безнаказанность”.

Входит учитель.

Учитель: - Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (показывает А)
Сидор: - Аз
Учитель: - А это (показывает В) Ну-ка отвечай, Степан.
Степан: - Буки.
Учитель: - Правильно.

Дети начитают шалить.

Учитель: - Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел, (берет за ухо)(Тимошка кричит Ай-Ай-Ай!) Иди-ка сюда. Читай азбуку.
Тимошка: - Аз, буки….буки… (утирает нос рукой)
Сидор подсказывает: Веди.
Учитель: - Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь(подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же.

Ребята, это сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 40 лет отделяет нас от того времени, когда “мудрено было прожить в Московском государстве без битья”, когда через многих, по выражению поэта, “прошли леса дремучие”... Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения — от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами.

В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США.

Обсуждение в группах 2 минуты.
Обсуждение в классе 2-3 минуты.

Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог.

Следующая тема для обсуждения: пословица: “Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна”.

Тема: Бабушкино воспитание или детский сад.

2 сценка. “Бубушкино воспитание – Детский сад”.

Девочки вышивают на пяльцах. Бабушка пряжу прядет.

1 внучка: - Бабушка, бабушка, дай мне пряжу прясть.
2 внучка: - И мне, и мне.
Бабушка: -Ну попробуй, внученька, (Наташа усаживается за прялку. Валя раскручивает колесо) Нить-то ровнее, голубушка.
3 внучка: - Бабушка у меня узор не получается, помоги.

Бабушка садится рядом с 3 внучкой, берет пяльцы начинает вышивать. В это время на первый план выбегают мальчики (скачет на лопате, дерутся на рубелях)

Бабушка (мальчикам):- Это что вы тут затеяли, пострелята, ох, сейчас на горох поставлю. (мальчики прячут за спину рубели) Вот пойду на речку рубахи стирать помогать будете. (Забирает рубели, садится на стул).

2 внучка: - Бабушка, расскажи сказочку.
Все: - Расскажи! Расскажи!
Бабушка: - Ну хорошо, хорошо, внучата мои милые, расскажу вам сказку, которую мне ещё моя бабушка сказывала. (все садятся вокруг неё) Жили-были….

Обсуждение в группах 2 минуты.
Обсуждение в классе 2-3 минуты.

Следующую тему мы предварим пословицей: “Вся семья вместе, так и душа на месте”.

Сценка.

Как вы думаете, какова тема для обсуждения?

Тема: “Семейная трапеза.”

3 сценка. “Семейная трапеза”.

За стол усаживается отец.

Отец: - Ну-ка, мать, собирай на стол.
Мать: - Сейчас, сейчас. (вынимает чашку из печи, девочки помогают - ставят всё на стол)

В это время мальчишки стучат ложками.

Отец: - Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол.
Мать: - Угощайтесь, чем бог послал.

Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству.

Отец: - Хороши шти. Ох, вкусны.

Один лезет ложкой вперед отца.

Отец: - А ты куда вперед батьки (ложкой по лбу).

- За что, тятя.

Отец: - Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужен.

Обсуждение в группах 2 минуты.
Обсуждение в классе 2 минуты.

И заключительная тема . Начнем с пословицы: “Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума”.

Тема: “Мама – домохозяйка или бизнес-леди”.

4 сценка. “ Мама – домохозяйка или Мама – бизнес-леди”

Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов).

- Сынок, ты дома?
- Да, мам.
- Сынок, ты кушал?
- Да, мам.
- Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал.
- Сынок, как дела в школе?
- Хорошо, мам.
- Уроки сделал?
- Да, мам.
- Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы).

Звонок мобильного телефона.

- Да.Да…Хорошо. Сейчас приеду.

Выключает трубку, смотрит на часы.

- Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать.
- Хорошо, мам.

Мама берет сумочку и уходит.

Так, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты.

(Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.)

Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить и мы сейчас попробуем это сделать.

Слайды с семейными фото и теми семейными ценностями, которые назвали сами ребята.

И в завершении разговора я хотела бы прочитать небольшой стих:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром

Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

3 стадия – рефлексия.

В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности/Семейные традиции/Семья. Работа может быть групповая или индивидуальная.

(Ребята работают в группах, поэтому время для составления синквейна 2 минуты).

Чтение синквейнов.

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи (все задачи решены).

Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, аргументируют свои ответы).