Литературное чтение. Л.Н. Толстой. "Лев и собачка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”.
  2. Развивать речь, интерес к литературному чтению, творческое воображение, умение формулировать идею произведения.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, положительных качеств личности.

Оборудование:

  • грамзапись песни “Про дружбу”, “Толковый словарь” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.;
  • портрет писателя Л.Н. Толстого;
  • карточки со словами пословицы “Человек без дружбы, что дерево без корней”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Звучит песня.

Учитель: Сегодня мы начали урок с песни. О чем эта песня?

Мнения учеников.

Учитель: Наш урок сегодня посвящен дружбе.

– Что такое дружба?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Обратимся к “Толковому словарю русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Ученик читает статью из словаря: “Дружба, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.

Учитель:

– У кого в классе есть друзья? Кто это?

– Как вы думаете, с чего начинается дружба?

– Какая может быть улыбка?

– Какая должна быть улыбка, чтобы началась дружба?

– Улыбнемся друг другу, чтобы дружба в нашем классе стала еще крепче.

2. Работа над пословицей.

– О дружбе существует много пословиц. Составим одну из них. Определите слово по его лексическому значению. “Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и использовать их”.

Вывешивается слово “Человек”.

– “Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.

Вывешивается слово “дружба”.

– “Растение с одним одеревеневшим стволом”.

Вывешивается слово “дерево”.

– Следующее слово имеет несколько значений:

  1. “Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
  3. Перен. Начало, источник, истоки чего-нибудь.
  4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая после определения окончания, приставок и суффиксов”.

Вывешивается слово “корни”.

– Дополните пословицу недостающими словами. Какая пословица получилась?

Ученики называют пословицу, а учитель вывешивает недостающие слова “без”, “что”.

На доске получилась запись : “Человек без дружбы, что дерево без корней”.

– Как вы понимаете эту пословицу? Обсудите в группе.

После обсуждения в группах ученики делятся своим мнением в классе.

– На чем основывается дружба?

– Закройте глаза и прислушайтесь к словам: доброта, добро.

– Какие ассоциации возникают, что представляете, когда слышите эти слова?

Ученики делятся своим мнением.

– Доброта – это красота и душевность, ласка и тепло, жизнь, отзывчивость, счастье, любовь, праздник, смех, улыбки…

– “Оживим” это слово с помощью красок и кисти.

Ученики рисуют под музыку. После окончания работы по желанию демонстрируют свои работы у доски. Оформляется выставка работ.

3. Работа над произведением Толстого Л.Н. “Лев и собачка”.

1) Подготовительная работа.

– Как вы думаете, между кем может возникнуть дружба?

– Откройте учебник. Чье произведение мы сегодня будем читать?

Учитель вывешивает портрет Л.Н.Толстого.

– Как называется произведение?

– Рассмотрите иллюстрацию. Как выдумаете, о чем это произведение?

Ученики делятся своим мнением.

2) Первичное чтение произведения.(Читает учитель или подготовленный ученик).

– Кому понравилось произведение?

– Какие чувства испытали при чтении рассказа?

3) Проверка усвоения содержания рассказа.

– В каком городе происходят события?

– Что брали за смотренье диких зверей?

– Кому бросили собачку?

– Как лев показал свое расположение?

– Кто узнал свою собачку?

– Сколько лет прожили вместе лев и собачка?

4) Повторное чтение рассказа учениками. Работа над пониманием текста. Словарная работа.

– Подберите предложение из текста к иллюстрации.

– Как жили лев и собачка?

– Что произошло через год их совместной жизни? Прочитайте.

Издохла – умирать (о животных).

– Как отреагировал лев? Найдите отрывок в тексте и прочитайте.

Ощетинился – поднимал дыбом шерсть, сердился, выражал недовольствие.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

– Почему он вел себя так?

– Как ему хотели помочь?

– Почему лев умер?

– Вот такой печальный конец у этой истории. Но в ней есть много светлого, теплого, доброго. Что это?

4. Итог урока.

– Каждый в жизни сделал что-то хорошее другому человеку, бескорыстно, не ради награды или похвалы. Пусть что-то маленькое, но такое от чего другому человеку стало приятно, а на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали в жизни доброго ни человеку, ни растению, ни животному.

Перед вами лепесток. Напишите на нем свое доброе дело.

(Дети записывают на лепестках свои добрые дела).

– Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит английская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”. Доброта – это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас. Пусть этот цветок живет в нашем классе.

(Дети прикрепляют свои лепестки.)