Создание ситуации успеха

Разделы:


Как известно, обучение иностранному языку не всегда приводит учащихся к овладению этим предметом. Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Современный учитель иностранного языка в условиях ограниченного количества часов и общей загруженности детей поставлен перед сложной задачей. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, можно предположить, что в силах каждого преподавателя создать на уроке иностранного языка условия для достижения высоких результатов.

Конечно, эффективность учебного процесса во многом зависит и от личности учащегося, от его заинтересованности в изучении предмета. Но и здесь учитель в состоянии повлиять на ситуацию. Одним из важных факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка, является мотивация учащихся. В арсенале современного преподавателя имеется достаточно средств для формирования высокой мотивированности к изучению предмета. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя.

Почему же так важно создание ситуации успеха. Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно вывести некоторые рекомендации по организации процесса обучения различным видам речевой деятельности.

  1. При обучении аудированию важно научить детей, во-первых, понимать высказывания собеседника в различных речевых ситуациях и, во-вторых, понимать содержание учебных и аутентичных текстов. В помощь учащимся можно предложить зрительные опоры, к которым относятся мимика и жесты говорящего, картинки, ключевые слова и словосочетания, имена собственные, план, заголовки, написанные на доске. Предъявляя текст для аудирования, учитель должен оценить предполагаемую трудность материала для конкретной аудитории и подбирать зрительные опоры исходя из этого (некоторым детям достаточно картинок, а в другом классе могут понадобиться ещё и ключевые слова). Перед прослушиванием диалога с использованием изобразительной наглядности целесообразно задать наводящие вопросы по картинке. Например: "Кто эти люди? Где они находятся? Как вы думаете, о чем они говорят?" Формулируя задание, важно учитывать принцип коммуникативной направленности: "Прослушайте диалог и скажите, какой фильм они обсуждают"
  2. При обучении говорению необходимо развивать умение осуществлять устное речевое общение в различных ситуациях, т.е. общаться в условиях непосредственного контакта, а также строить монологические высказывания на разные темы. Для успешного построения диалога учащимся следует предложить модель, образец, на который они должны ориентироваться, поставить коммуникативную задачу ("Выберите в спортивном магазине подарок для своего брата или сестры"), предложить наглядность, а возможно и реквизит, чтобы приблизить ситуацию к реальной. Необходимо мотивировать учащихся к более эмоциональным ответам, сопровождающимся мимикой, жестами. Такие диалоги интересны как отвечающим, так и слушающим. Ключевые и наиболее сложные фразы, использование которых уместно в данной речевой ситуации, можно написать в помощь учащимся на доске. Полезно заучивание этих фраз наизусть с целью использовать их в других речевых ситуациях. При построении монологического высказывания использование наглядности также оправдано. Это могут быть картинки, в том числе сюжетные, план, ключевые слова. Содержание высказывания можно отразить на доске с помощью символов, в виде схемы, опираясь на которую ученик строит свою речь.
  3. При обучении письменной речи задача учителя - развивать умение письменно выражать свои мысли, использовать письмо в качестве средства общения. Соответственно, формулировка задания должна содержать побудительный мотив к построению письменного высказывания ("Поздравьте с Новым годом своего лучшего друга", "Как бы вы описали свой город жителю африканской страны?"). На подготовительном этапе следует активизировать лексический и грамматический материал, необходимый для построения высказывания. С целью избежать возможных ошибок основные грамматические структуры можно представить на доске или в таблице. Например, структуры there is/are при описании комнаты. Для некоторых заданий (различные виды писем) обязателен образец, также возможно составление плана высказывания, использование изобразительной наглядности (при описании жилища, города). Чтобы письменное высказывание получилось логичным, следует обучать использованию связующих слов "сначала, затем, таким образом и др."
  4. При обучении чтению необходимо формировать две группы навыков: технические навыки чтения, которые формируются на начальном этапе обучения, и умения и навыки смысловой переработки информации. Непременным условием формирования технических навыков является знание алфавита и звукобуквенных соответствий. Целесообразно использовать упражнения на повторение за учителем слов, словосочетаний, предложений текста, одновременно фиксируя внимание учащихся на их графической форме. Полезно чтение вслух пословиц, стихов, скороговорок, выученных наизусть. Для успешного формирования технических навыков необходима регулярная практика, и хоровая работа здесь является незаменимой. Одновременно с тренировкой технических навыков развиваются и навыки ознакомительного, изучающего и поискового чтения. Для успешного обучения пониманию прочитанного можно порекомендовать использование изобразительной наглядности, предварительных вопросов по иллюстрациям, введение ключевых слов, таблиц или схем. Прослушивание аудиозаписи, например, репортажа или диалога на близкую тему, способно заинтересовать детей в чтении текста. При обучении различным видам чтения учитель имеет возможность выбирать самые разнообразные упражнения, такие как расположить события в правильной последовательности или по степени важности, подобрать заголовок, составить схему, план, подобрать части текста к иллюстрациям, найти ответ на вопрос, довод в пользу заголовка и многие другие задания. В целом, чтение, как и любая другая форма речевого общения, требует постоянной практики.

В заключение хотелось бы отметить, что описанные способы создания ситуации успеха не являются единственно возможными, и каждый педагог вправе использовать свои методы достижения высоких результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и группы в целом. Объединяет всех учителей общая цель - создать на уроке условия для успешного обучения каждого ребенка.