Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
  • развитие умений анализирования поэтического текста,
  • формирование собственного мировоззрения.

Оборудование:

  • портрет поэта,
  • рисунки учащихся,
  • тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке",
  • план анализа лирического стихотворения.

Класс разделён на группы (4-5 человек).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей", - говорил сам поэт.

Мы с вами сегодня на уроке будем учиться анализировать стихотворения С.А. Есенина. Начнём с небольшой разминки.

3. Разминка.

Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.

4. Сообщение учащегося "Животный мир в лирике Есенина".

В поэзии Есенина присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими":

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу", 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.

Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

5. Анализ стихотворений "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке".

На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст. Ребята работают в группах, учитель оказывает помощь по мере необходимости.

6. Анализ работ учащихся.

7. Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке.

8. Итоги урока.

Приложения.

План анализа стихотворения.

- Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

- Настроение стихотворения.

- Как выражается настроение в стихотворении?

А. Как оно построено?

Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

- Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

- Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

- Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

- Личное впечатление от стихотворения.

2. Заготовленные клише.

В стихотворении: (автор, название) говорится о : . Стихотворение пронизано :. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на : части, так как : . Звучание стихотворения создаёт : ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают : . В стихотворении мы словно слышим звуки : . Поэт хочет запечатлеть словами : . Для создания настроения автор (поэт) использует : . С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя :, поэт создаёт образ : . Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : . Образ : вызывает ассоциации с : .

Используемая литература.

  1. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 -11-м классах. Лекции курса. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006.
  2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Ю.Л.Прокушева. - М.: Моск.рабочий, 1981.
  3. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
  4. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.