Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы

Разделы: Начальная школа


1. Актуальность темы. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов “Начальной школы”, чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных в школах индустриально развитых стран, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно искать путь преодоления. С другой стороны, этот метод обучения привлекателен и для учителей, помогает им лучше оценивать способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
2.Особенности методики: Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “ вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В разных вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. В функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажёр;
  • средство диагностики и контроля.

3. Психолого-педагогические аспекты использования компьютера в начальной школе. Гумманизация образования ставит в центр внимания школы приоритет учащегося, его интересы. Ребенок должен активно включаться в процесс обучения, и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной задачи заложены в использовании компьютера в начальной школе. Этот процесс, его возможности и закономерности еще не в достаточной степени исследованы психологами, педагогами, методистами. Необходимость использования компьютера в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий часто остаются невостребованными из-за неготовности нашего мышления к освоению и использованию законов и логики мира компьютеров. Возникает противоречие между обоснованным опасением передозировки компьютеров в начальной школе (или наоборот, полным отсутствием компьютеров) и необходимостью формирования основных логических структур мышления, которое, по утверждению психологов, наиболее благоприятно именно в этом возрасте. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Как показали психологические исследования Н. Ф. Добрынина, важно на уроке периодически менять виды работы школьников, тогда и не наступит большого утомления. Следовательно, разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. “В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие”. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование компьютера на уроках в начальной школе. Внедрение компьютеров в формировании вычислительных навыков, на мой взгляд, перспективно, так как:

  • повышает эффективность проведения урока;
  • организует режим индивидуального опроса;
  • усиливает интерес учащихся к уроку.

Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий часто остаются невостребованными из-за неготовности нашего мышления к освоению и использованию законов и логики мира компьютеров.
4. Заключение.   Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, что все большее число людей и чаще сталкиваются с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире. Центральным аргументом в пользу использования компьютера при обучении младших школьников является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить всех детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление. Имеющийся опыт показывает, что компьютер естественно вписывается в жизнь ученика и учителя начальной школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Сочетая в себе разнообразные достоинства, он может оказаться в ближайшее время очень важным средством для обучения современных детей, каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!   Сегодня, с приходом в школу информационных технологий, появилась возможность интенсифицировать преподавание в начальной школе, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на некоторые виды работ и, конечно, дифференциация. Рациональное использование информационных технологий в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умоляя ни в коей мере значимость роли педагога.