Урок русского языка по теме "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление умений распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно находить проверочные слова;
  • развивать, мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: слайд с изображением звёздного неба, аудиозапись музыки группы «Спейс», слайд с кроссвордом на ракете, слайд с ребусами, звёздочки-жетоны.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему и постановка задачи урока.
-Ребята, послушайте музыку и опишите представившуюся вам картину. Звучит запись музыки.
-Это произведение называется «Волшебный полёт»
На доске появляется презентация № 1.Звёздное небо.
-Что вы видите? Какие слова, чтобы их написать, надо проверить?
-Сегодня на уроке мы будем распознавать в словах проверяемые и непроверяемые гласные в корне.
-Какая профессия тесно связана с небом, звёздами и полётами.
-На уроке мы выясним, какие качества космонавтов есть у наших учеников. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

3. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы узнаем, кто умеет сосредоточиться и выполнить срочную работу.
оч   ночь
Игра «Минутка». Кто за одну минуту напишет больше слов с корнем ночь.
-Как образуются однокоренные слова? Какое правило необходимо вспомнить?
Подведение итогов. Показ лучших тетрадей.

4. Словарная работа.
–Космонавт должен быть эрудированным. Сейчас мы выясним, у кого есть это качество. Разгадаем кроссворд.
Работа на интерактивной доске. Презентация №2.
Ученики разгадывают кроссворд и на интерактивной доске вписывают буквы, обозначают ударение,  подчёркивают непроверяемую безударную гласную.

  1. Самый быстрый вид транспорта. (ракета)
  2. Её мы каждый день видим на столе, а некоторые наблюдали в небе.(тарелка)
  3. Это греческое слово значит «мир», «вселенная».(космос)
  4. Она первая до человека прославилась полётом в космос.(собака)
  5. Этот вид транспорта может быть и морским, и речным, и космическим.(корабль)

5. Распознавание слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
-Проверим, кто может выбрать нужное для работы. Запишите слова в два столбика. У доски работают два человека.
Глядеть, дежурить, улица, хвалить, письмо, водичка, месяц, язык, звезда, картофель.
- Составьте и запишите два предложения, взяв по слову из столбиков.
Проверка

6. Физ-минутка под музыку

7. Письмо по памяти
- Проверим, у кого хорошая память.
Работа по учебнику упражнение 255.
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.

8. Упражнение в нахождении антонимов и проверочных слов.
- У космонавтов должна быть быстрая реакция. Игра слов. Я бросаю мяч и называю слово, поймавший называет слово, противоположное по значению и «возвращает» мяч с проверочным словом.
Холодно-тепло-тёплый
Близко-далеко-даль
Зло-добро-добрый
Лето-зима-зимний
Легкий - тяжелый- тяжесть
Игра-соревнование «не подведи ряд»
- Вы, конечно, знаете, что в космосе работает экипаж и от его сплоченности зависит результат работы. Сейчас мы определим самый дружный ряд. Сколько слов записано на доске? Необходимо вписать букву и объяснить её выбор, то есть написать проверочное слово.
1 ряд                                   2 ряд                                      3 ряд
Б_чок                                  сп_ши                                     зап_вай
Сл_зал                                м_чом                                    пос_дел

9. Домашнее задание.
В космосе интересно работать. Но у каждого космонавта есть свой дом – своя малая Родина. Посмотрите упражнение 268. Это ваша домашняя работа. И запишите однокоренные слова с корнем космос.

10. Итог урока.
- Проверим вашу внимательность и сообразительность.
- С какими словами мы работали на уроке? Какие правила вспомнили?
Какие задания вызвали затруднения? Разгадайте ребусы, приведите свои примеры к правилам.
Если в слове гласный звук вызвал вдруг сомнение-
Ты его немедленно ставь под ударение.
Если гласный не проверяется,
Написание этих слов запоминается.
Презентация №3.
- Подведем итоги. У кого 5 жетонов – получают за работу пятерки. Молодцы! Может быть через много лет мы услышим знакомые фамилии новых космонавтов. Ещё одно важное качество – точность. Мы выполнили все задания точно за урок, хорошо поработали, пора отдохнуть. Спасибо за работу!