Урок по окружающему миру в 4-м классе на тему "Лес и человек" (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • углубить знания детей о растениях и животных леса, учить видеть взаимосвязи в природе, показать учащимся необходимость охраны природы, закреплять экологические правила;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес у детей;
  • воспитывать привычку заботиться о природе и о его обитателях, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: рисунки деревьев, картинка с изображением ежей, карточки с заданиями, костюм Лесовика.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока

Учитель: Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший, он им протянет
Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)

Я приглашаю вас, ребята, на встречу с чудом. Мы отправимся в путешествие по лесу.

  1. Работа по теме

Учитель:Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы.

Учащиеся работают в группах.

Карточка 1. Названия животных.

  • …купается – к ненастью.
  • …выходят из-под земли – хорошей погоды не жди.
  • …кричат – к дождю.
  • …работают – погода меняется.
  • Когда … после заката солнца неустанно лают – жди ясной погоды.
  • …проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.

Карточка 2. Названия растений.

  • Отцветают … - падают холодные росы.
  • …перед дождем поднимает ветви.
  • … сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем.
  • Закрыт цветок … - жди дождя.
  • Если … рано утром развернут венчики – жди ясной погоды.
  • Если на … много шишек – год будет добрый.

Карточка 3. Названия явлений природы.

  • Соловей неумолчно всю ночь поет – будет сильный …
  • Если птицы умолкли – ожидай …
  • Ласточки летают то вверх, то вниз – жди …
  • Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет …
  • Перед … лес притихает.

Карточка 4. Состояния погоды.

  • Пауки ткут сеть в сторону севера – к …
  • Пчелы вылетают из ульев и сидят на его стенках – к …
  • Раки на берег выходят – к …
  • Ветер с востока летом – к …
  • Если солнце восходит в тумане, днем будет …
  • Гуси и утки клюв под крыло прячут – к …

Ответы:

  1. Название животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, мухи.
  2. Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, соснах.
  3. Название явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой.
  4. Состояния погоды: похолоданию, жаре, ненастью, засухе, душно, холоду.

Учитель: Сейчас мы должны переправиться через ручей. Составьте правила поведения у речки и нарисуйте к ним условные знаки.

Учитель: Вот мы дошли до леса. Нас встречает владелец лесов.

Ученик в костюме Лесовика: Ребята, если вы сможете ответить на мои вопросы, я вас с удовольствием приму к себе в гости.

Вопросы:

  1. Что такое “замор” рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
  2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
  3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
  4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают давать семена.)
  5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
  6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
  7. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
  8. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар.)
  9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька - мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
  10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птенцы после этого бросают свое гнездо.)
  11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти под снегом корм трудно.)

Лесовик:Молодцы, ребята! Добро пожаловать в мои владения!

Учитель: Давайте посмотрим. Какие удивительные деревья растут в наших лесах!

На доске рисунок березы.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о березе?

Дети:

  • Весной у березы начинается сокодвижение;
  • Березовый сок обладает лечебными свойствами, в нем много витаминов;

Учитель: Правильно. Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку множество лекарственных продуктов. Листья березы лечат суставы, прикосновение к стволу деревьев успокаивает нервную системУчитель: Одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну 200 л сока.

На доске рисунок дуба.

Учитель: Это очень величественное дерево. Его возраст может достигать 1000 лет, высота 40-50 м, толщина ствола 1,00-1,50 м в диаметре. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди, страдающие пониженным давлением. В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар использовали как противоядие при отравлениях.

На доске появляется картинка с изображением лесных деревьев и кустарников.

Дети: В лесу столько деревьев, разве обо всех расскажешь.

Учитель: Я вам буду загадывать загадки, а вы узнайте эти деревья.

Что же эта за девица:
Не швея и мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель, сосна.)

Учитель:Это дерево обогащает воздух не только кислородом, но и летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)

Учитель: В плодах рябины не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе, используется в народной медицине как тонизирующее, противовоспалительное средство.

Учитель: О каком кустарнике так говорят: “Колюч, как ежик, красив, как роза?”

Дети: Кто же не знает шиповник!

Учитель: Достаточно съесть 5-8 ягод, чтобы обеспечить двойную потребность организма в витамине С. Он в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз - лимона!

Учитель: Идем дальше. На лесной полянке встречаем ежей.

На доске картинка с изображением ежей.

Учитель: Обыкновенный еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. Вся спина покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Хвост короткий, имеет четыре коротких и толстых ног с плоскими ступнями. Ежи могут свертываться в клубок: так они спят и спасаются от врагов.

Еж держится в одиночку, делает себе логовище под кучами хвороста или в ямках. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей. Ежиха кормит их своим молоком. Новорожденные ежики имеют в длину около 5-6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраскУчитель: К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму. Еж ведет ночной образ жизни. Питается растениями и мелкими животными. У ежей хороший слух, обоняние, но зрение и вкус слабые. У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины.

На доске вывеска - “Оздоровительная полянка”.

Учитель: Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Обобщение

Учитель: Идем дальше… Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы о лесе вы знаете?

  • “Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает”
  • “Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади”
  • “Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет”
  • “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”
  • “Без леса не житье, а вытье”
  • “Кто дерево посадит, тот человеку друг”

Учитель: Молодцы! А сейчас у нас экологический конкурс. Каждый ученик должен составить экологические знаки о поведении человека в лесу и защищать их.

Возможные варианты ответов.

  • Запрещена охота на животных!
  • Запрещена вырубка деревьев!
  • Нельзя рвать цветы!
  • Нельзя разводить костры в лесу!
  • Нельзя громко кричать в лесу!
  • Нельзя ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей!
  1. Итог урока.

Учитель: Мы разгадали не все лесные тайны. Узнать о пользе леса, о его целебных свойствах помогут книги и новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу.

Ежедневно в мире более 20 миллионов гектаров леса страдает от пожаров, 97 % из которых не зарастает 5-6 лет. Брошенная в лесу бумага может лежать до разложения более 2 лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 100 лет.

Берегите лес, и вы сохраните
Красоту земли и свое здоровье!