Дефис между частями слова в наречиях

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели урока:

1) образовательные:

  • повторение орфограммы, связанные с правописанием наречий («Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «правописание Н и НН в наречиях»);
  • повторение написание прилагательных, местоимений с дефисом;
  • знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях;
  • формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.

2) воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку,
  • воспитание сознательной дисциплины,
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3) развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие речи - конструирование предложений по схемам.

Оборудование урока:

  1. Доска, мел.
  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  3. Учебник «Русский язык 7 класс» / Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., 2002.
  4. Тетрадь для опорных конспектов.
  5. Рабочая тетрадь.

План урока

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Организационный этап

Приветствие

1 мин

2.

Повторение ранее изученного

Опрос с помощью мультимедийной презентации

5 мин

3.

Развитие речи

Конструирование предложений по схемам

5 мин

4.

Словарная диктовка

Работа у доски

5 мин

5.

Объяснение нового материала

Мультимедийная презентация, запись ОК

10 мин

6.

Закрепление материала

Работа с упражнениями

15 мин

7.

Подведение итогов урока

Опрос

2 мин

8.

Информация учащихся о д/з, инструктаж по его выполнению

Запись на доске и в дневниках

2 мин

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  3. Опрос отсутствующих.

2. Этап повторения ранее изученного

1. Опрос с помощью мультимедийной презентации (Приложение 1).

На этом этапе проверяются усвоенные учащимися ранее орфограммы правописания наречий: «Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «Правописание Н и НН в наречиях». Работа проводится в форме теста – выбери букву.

Сначала
Направо
Блестяще
Горячо
Изредка
Говорил путано
Толкнул нечаянно
Слушал внимательно
Досрочно

В результате правильного ответа на экране появляется репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) «Заросший пруд» (1879).

- Кто знает, как называется картина, репродукцию которой мы сейчас видим, и кто ее автор?

3. Работа по развитию речи

1. Конструирование предложений по схемам.

Составьте, используя эту репродукцию, предложение по схемам (заранее записаны на доске):

4. Повторение написания прилагательных и местоимений с дефисом

СЛОВАРНАЯ ДИКТОВКА

Записать словосочетания и объяснить условия выбора орфограммы.

Нежно-зеленая листва, желтовато-бурая шляпка, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер.

5. Объяснение нового материала

Объяснение условий постановки дефиса между частями слова в наречиях с использованием мультимедийной презентации (Приложение 2).

Запись опорного конспекта № 76 «Дефис в наречиях».

6. Закрепление нового материала

1. Запись с объяснением.

Работать (как?) по-ударному; поступить по-товарищески; тепло по-летнему; разделить по-братски; красив по-весеннему; во-вторых.

2. Упр. 250 (устно)

3. Сравните запись: Мультимедийная презентация (Приложение 3).

Слайд 1:

По-моему – по моему
По-твоему – по твоему
По-своему – по своему

- Чем отличаются в произношении данные слова?

- Чем отличаются данные слова в значении?

- Составьте с любой из этих пар предложение и запишите.

4. Запишите, объяснив написание изученной орфограммы. Пример дан на Слайде 2:

Идти по осеннему лесу, по-осеннему хмурые дни; по-настоящему испугаться, соскучиться по настоящему делу; по зимнему пути, одеться по-зимнему.

7. Подведение итогов урока

Итак, при каких же условиях в наречиях между частями слова пишется дефис?

8. Информация учащихся о домашнем задании, инструкция по его выполнению

Почитать § 42, упр. 251, списать, раскрывая скобки, графически объяснить вставленные буквы и запятые.