Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО

Разделы: Общепедагогические технологии


Где нет простора для проявления способностей,
там нет способностей.

Людвиг Фейербах

Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

  • уровень знаний, умений и навыков;
  • отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума.

Подтверждением результативности такой работы являются следующие показатели

К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины.

С целью определения личностных ценностей среди студентов нового набора (в 2005-2006 учебном году) было проведено анкетирование, результаты которого показали, что здоровье студенты ставят на 6- 8 место. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в выпускных группах), у ребят изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест.

Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателя физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету.

Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и краевого уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта.

Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, можно отобразить в виде диаграммы

Таким образом, по сравнению с 2005 годом число студентов, занятых в спортивных секциях, увеличилось на 9%.

Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских и краевых Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.

С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период в обучения в нашем техникуме получили спортивные разряды:

  • Подкуйко А. – первый взрослый разряд по настольному теннису;
  • Рыжиков А. – второй взрослый разряд по настольному теннису;
  • Серцова Е. – третий взрослый разряд по легкой атлетике;
  • Кичигина А. – третий взрослый разряд по легкой атлетике.

Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания является здоровьесберегающая программа «Маленький дом – большого здоровья». В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «День первокурсника», «А, ну-ка, парни!», «Мисс Здоровье». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики. Поэтому, с целью возрождения народных игр уделяется внимание изучению «Русской лапты». Как результат изучения – групповые соревнования по Русской лапте. Эта игра не требует никаких особых условий, но очень эффективна.

Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы студенты представляют на конференции «День Науки», проводимой ежегодно в нашем техникуме (в нынешнем учебном году будет представлена работа по теме «Уссурийские спортсмены-участники Всероссийских соревнований», выполненная студентом 242 группы Корбут А.). Стараемся не отставать от новейших технологий, так в 2007-2008 учебном году проведен конкурс мультимедийных презентаций на тему «Спортивный Ералаш» и видеоклипов на тему «Я скажу вам по секрету, для меня здоровье это -…». Подготовленные материалы продемонстрированы на Неделе здоровья, из 12 работ были выбраны три лучшие. По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа», в нынешнем учебном году это почетное звание носит 221 группа.

В 2006 г. студенты нашего техникума, под руководством преподавателя, принимали участие в городском конкурсе стенгазет на тему «За здоровый образ жизни», где заняли первое место.

В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция.

Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основными принципами педагогической концепции являются

Приложение 1. Схема.

С целью реализации представленной концепции на 2007-2008 учебный год была разработана модульная программа (на основе рейтинговой оценки студентов) по дисциплине «Физическая культура». Для достижения поставленных целей применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульная технология, основанная на рейтинге, информационно-коммуникационные технологии, Портфолио студента.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство ребят им пользуется для поддержания спортивной формы до сих пор. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Т