Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО

Разделы: Общепедагогические технологии


Где нет простора для проявления способностей,
там нет способностей.

Людвиг Фейербах

Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

  • уровень знаний, умений и навыков;
  • отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума.

Подтверждением результативности такой работы являются следующие показатели

К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины.

С целью определения личностных ценностей среди студентов нового набора (в 2005-2006 учебном году) было проведено анкетирование, результаты которого показали, что здоровье студенты ставят на 6- 8 место. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в выпускных группах), у ребят изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест.

Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателя физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету.

Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и краевого уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта.

Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, можно отобразить в виде диаграммы

Таким образом, по сравнению с 2005 годом число студентов, занятых в спортивных секциях, увеличилось на 9%.

Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских и краевых Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.

С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период в обучения в нашем техникуме получили спортивные разряды:

  • Подкуйко А. – первый взрослый разряд по настольному теннису;
  • Рыжиков А. – второй взрослый разряд по настольному теннису;
  • Серцова Е. – третий взрослый разряд по легкой атлетике;
  • Кичигина А. – третий взрослый разряд по легкой атлетике.

Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания является здоровьесберегающая программа «Маленький дом – большого здоровья». В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «День первокурсника», «А, ну-ка, парни!», «Мисс Здоровье». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики. Поэтому, с целью возрождения народных игр уделяется внимание изучению «Русской лапты». Как результат изучения – групповые соревнования по Русской лапте. Эта игра не требует никаких особых условий, но очень эффективна.

Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы студенты представляют на конференции «День Науки», проводимой ежегодно в нашем техникуме (в нынешнем учебном году будет представлена работа по теме «Уссурийские спортсмены-участники Всероссийских соревнований», выполненная студентом 242 группы Корбут А.). Стараемся не отставать от новейших технологий, так в 2007-2008 учебном году проведен конкурс мультимедийных презентаций на тему «Спортивный Ералаш» и видеоклипов на тему «Я скажу вам по секрету, для меня здоровье это -…». Подготовленные материалы продемонстрированы на Неделе здоровья, из 12 работ были выбраны три лучшие. По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа», в нынешнем учебном году это почетное звание носит 221 группа.

В 2006 г. студенты нашего техникума, под руководством преподавателя, принимали участие в городском конкурсе стенгазет на тему «За здоровый образ жизни», где заняли первое место.

В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция.

Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основными принципами педагогической концепции являются

Приложение 1. Схема.

С целью реализации представленной концепции на 2007-2008 учебный год была разработана модульная программа (на основе рейтинговой оценки студентов) по дисциплине «Физическая культура». Для достижения поставленных целей применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульная технология, основанная на рейтинге, информационно-коммуникационные технологии, Портфолио студента.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство ребят им пользуется для поддержания спортивной формы до сих пор. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Портфолио студента по физической культуре может включать несколько разделов

Приложение 2. Схема.

При анализе своего Портфолио студент получает прекрасную возможность оценивать себя «вчера» и «завтра». Процесс сравнения позволяет делать адекватные выводы о своей физической форме и своих возможностях по достижению поставленных целей. Обязательной составляющей Портфолио является рефлексивная карта «Я глазами учителя», содержащая разделы «Личностное развитие», «Моя физическая подготовленность», «Мои знания». На каждом уроке преподаватель со студентом ставит оценки в соответствующих разделах, причем собственная оценка студента предшествует оценке педагог