Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО

Разделы: Общепедагогические технологии


Где нет простора для проявления способностей,
там нет способностей.

Людвиг Фейербах

Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

  • уровень знаний, умений и навыков;
  • отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума.

Подтверждением результативности такой работы являются следующие показатели

К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины.

С целью определения личностных ценностей среди студентов нового набора (в 2005-2006 учебном году) было проведено анкетирование, результаты которого показали, что здоровье студенты ставят на 6- 8 место. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в выпускных группах), у ребят изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест.

Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателя физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету.

Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и краевого уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта.

Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, можно отобразить в виде диаграммы

Таким образом, по сравнению с 2005 годом число студентов, занятых в спортивных секциях, увеличилось на 9%.

Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских и краевых Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места.

С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период в обучения в нашем техникуме получили спортивные разряды:

  • Подкуйко А. – первый взрослый разряд по настольному теннису;
  • Рыжиков А. – второй взрослый разряд по настольному теннису;
  • Серцова Е. – третий взрослый разряд по легкой атлетике;
  • Кичигина А. – третий взрослый разряд по легкой атлетике.

Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания является здоровьесберегающая программа «Маленький дом – большого здоровья». В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «День первокурсника», «А, ну-ка, парни!», «Мисс Здоровье». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики. Поэтому, с целью возрождения народных игр уделяется внимание изучению «Русской лапты». Как результат изучения – групповые соревнования по Русской лапте. Эта игра не требует никаких особых условий, но очень эффективна.

Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы студенты представляют на конференции «День Науки», проводимой ежегодно в нашем техникуме (в нынешнем учебном году будет представлена работа по теме «Уссурийские спортсмены-участники Всероссийских соревнований», выполненная студентом 242 группы Корбут А.). Стараемся не отставать от новейших технологий, так в 2007-2008 учебном году проведен конкурс мультимедийных презентаций на тему «Спортивный Ералаш» и видеоклипов на тему «Я скажу вам по секрету, для меня здоровье это -…». Подготовленные материалы продемонстрированы на Неделе здоровья, из 12 работ были выбраны три лучшие. По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа», в нынешнем учебном году это почетное звание носит 221 группа.

В 2006 г. студенты нашего техникума, под руководством преподавателя, принимали участие в городском конкурсе стенгазет на тему «За здоровый образ жизни», где заняли первое место.

В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция.

Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основными принципами педагогической концепции являются

Приложение 1. Схема.

С целью реализации представленной концепции на 2007-2008 учебный год была разработана модульная программа (на основе рейтинговой оценки студентов) по дисциплине «Физическая культура». Для достижения поставленных целей применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульная технология, основанная на рейтинге, информационно-коммуникационные технологии, Портфолио студента.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство ребят им пользуется для поддержания спортивной формы до сих пор. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Портфолио студента по физической культуре может включать несколько разделов

Приложение 2. Схема.

При анализе своего Портфолио студент получает прекрасную возможность оценивать себя «вчера» и «завтра». Процесс сравнения позволяет делать адекватные выводы о своей физической форме и своих возможностях по достижению поставленных целей. Обязательной составляющей Портфолио является рефлексивная карта «Я глазами учителя», содержащая разделы «Личностное развитие», «Моя физическая подготовленность», «Мои знания». На каждом уроке преподаватель со студентом ставит оценки в соответствующих разделах, причем собственная оценка студента предшествует оценке педагога. Таким образом, рефлексивная карта дает возможность получить достоверную информацию о том, как проявил себя студент на уроке и оценил свою работу. Положительным моментом можно считать тот факт, что в 90% случаев из 100% оценки преподавателя совпадают с самооценкой своей работы студентом.

В различных сферах преподавания дисциплины используются информационно-коммуникационные технологии. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний, является каналом общения и источником информации.

Наиболее эффективными по теоретическому разделу являются мультимедийные уроки. Так были разработаны уроки по темам «Теоретические аспекты физвоспитания», «Гигиена спортсмена. Травмы и оказание первой помощи», «Техника игры в Русскую лапту» и т.д. При этом конкретно-наглядная основа урока делает его зрелищным, наглядным и запоминающимся.

 Наличие мультимедийного проектора сделало возможным реализовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Так за последние 2 года мы с ребятами «побывали» в Афинах на Родине Олимпийских игр, в Турине (место проведения ХХ зимних Олимпийских игр), в Пекине. Применение информационных технологий сделало возможным подготовку спортивных репортажей с места проведения соревнований, турниров, товарищеских встреч. При этом студенты выступают в роли спортивных комментаторов, операторов, режиссеров, что, безусловно, способствует не только повышению интереса к физической культуре и спорту, но и приобретению коммуникативных умений, навыков работы с современными техническими средствами. Наиболее интересный спортивный репортаж был подготовлен студентами 221 группы Вербняк П. и Байдиным М. с места проведения соревнований по жиму лежа на приз Ильи Муромца среди студентов Уссурийского аграрного техникума. С целью популяризации здорового образа жизни в рамках здоровье сберегающей программы студенты ежемесячно выпускают информационный бюллетень «Будь здоров!».

Очень эффективным оказывается использование информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности. Интернет и мультимедиа открывают перед студентами широкие возможности и перспективы в поиске необходимой информации, решении поставленных задач, наглядного представления результатов исследования. С использованием мультимедийных технологий подготовлены и представлены на внутритехникумовской конференции «День науки» 2007 года исследовательские работы: «Методы оценки и контроля состояния здоровья и физического развития»; « Методы релаксации в процессе учебной деятельности»; «Методы регулирования психоэмоционального состояния личности». Все работы, представленные на конференции, отмечены дипломами.

К сожалению, в настоящее время увеличивается количество ребят, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся разрешенных физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в 2006 году была разработана рабочая программа, которая была одобрена и рекомендована к использованию в учебном процессе Научно-методическим советом Совета директоров ССУЗов Приморского края.

Общеизвестно, что для проведения уроков на высоком уровне, занятий спортивных секций необходимо хорошее методическое обеспечение. С этой целью были разработаны и апробированы в учебном процессе следующие методические материалы:

  • Методическая разработка интегрированного урока «БЖД - шоу» (2006 г.);
  • Авторская здоровьесберегающая программа «Маленький дом – большого здоровья» (2005г);
  • Методические рекомендации по проведению физкультпауз на уроках (в рамках здоровьесберегающей программы «Маленький дом – большого здоровья», 2006 г.);
  • Авторская рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (2006 г.);
  • Модульная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальностей Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и Механизация сельского хозяйства (2007 г.);
  • Учебное пособие «Теоретические аспекты физической культуры для студентов средних специальных учебных заведений» (2008г.).

Реализации педагогической концепции способствует и материальная база. Так, в 2005-2006 учебном году одной из приоритетных задач моей работы было создание и оснащение кабинета теоретической подготовки по дисциплине Физическая культура. Сегодня этот кабинет оснащен современными техническими средствами, в нем созданы медиатека «Физическая культура и спорт», каталог Интернет-ресурсов по дисциплине. Многие учебные пособия созданы совместно с ребятами, освобожденными от практических занятий физической культурой.

Таким образом, в качестве инновационных черт представленной концепции можно назвать следующие:

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и внеурочной работе;
  2. Рейтинговая система оценивания, способствующая активизации деятельности студентов;
  3. Применение личностно-ориентированного подхода (путем использования метода проектов, технологии Портфолио, здоровьесберегающие технологии).

О правильности избранной технологии позволяют судить следующие результаты:

  • У студентов возникает устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины;
  • Успеваемость по дисциплине составляет 98%;
  • 83% студенческой аудитории принимают участие в тех или иных спортивных мероприятиях (каждому найдется дело по душе).
  • 3 студента по окончании техникума поступили в УГПИ на факультет Физическая культура.

Распространение педагогического опыта проводится в разной форме и на различном уровне. Особо следует отметить выступления на заседаниях цикловой комиссии, Педагогического менеджмента, Педагогического совета, участие в работе краевого методического объединения.

Форма распространения опыта

Дата

Тема

муниципальный уровень

1.Участие в работе цикловой комиссии

2008 год

Обучающий семинар «Разработка модульных программ и рейтинг-планов»

2. Организация выездных педагогических конференций

2006 г.

«Экология души и тела»

2007 г.

 «Профилактика синдрома хронической усталости всех участников образовательного процесса»

2008 г.

«Пути формирования здоровьесберегающей среды в учебном заведении»

3. Участие в работе семинара «Педагогический менеджмент»

2006г

«Метод проектов»

2007 г.

«Создание Портфолио студента в системе СПО»

4. Участие в работе Педагогического совета

2006 г.

Презентация здоровьесберегающей программы «Маленький дом – большого здоровья»

2007г.

Результаты внеурочной деятельности преподавателя как показатель работы спортивных секций

2008г.

Инновационные технологии как средство повышения качества обучения студентов по дисциплине «Физическая культура»

региональный уровень

5. Участие в работе краевого методического объединения преподавателей и руководителей физвоспитания

2006 г.

«Подготовка плановой документации преподавателя физической культуры в системе СПО»

2007 г.

«Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях работы по новым стандартам»

6. Участие в организации и проведении Спартакиады Приморского края

2006-2008 г.

Участие в судействе соревнований

международный уровень

7. Визит аграрного техникума провинции Ляонин г. Шаньси с целью осуществления сотрудничества с Уссурийским аграрным техникумом

2007 г.

«Использование рекреационных ресурсов Приморского края в системе физической подготовки студентов»

Ежегодно осуществляется руководство педагогической практикой студентов 4-5 курсов Уссурийского государственного педагогического института факультета Физическая культура. С 2006 года являюсь наставником молодого преподавателя физической культуры Роденко И.В.

В 2007 принимал участие в муниципальном конкурсе социально-значимых проектов для молодежи, проводимого Администрацией Уссурийского городского округа. В конкурсную комиссию был представлен проект «Здоровье и спорт», основной идеей которого было создание спортивной площадки с целью обеспечения доступности занятий физической культурой широким слоям населения, в частности молодежи. Проект был отмечен грамотой комитета по физической культуре Уссурийского городского округа.

В 2006 , 2007 году награжден дипломом Администрации Уссурийского городского округа за помощь в проведении комплексных спартакиад среди студентов профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений. В 2006 г. преподаватель отмечен Благодарностью Администрации Уссурийского аграрного техникума за большой вклад в развитие материально-технической базы техникума, плодотворную профессиональную деятельность.

Особое место в педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства, поэтому большое внимание уделяется участию в семинарах, совещаниях, обучению на курсах.

В целях обмена опытом и повышения профессионального мастерства посещаются уроки коллег. Эффективной формой повышения квалификации является самообразование. Все это позволяет вести педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, что, несомненно, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала преподавателя, способствует его профессиональному росту. Так, с 2006 года преподаватель исполняет обязанности руководителя физвоспитания.

В перспективе - совершенствование знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий, создание электронного учебника по дисциплине, строительство спортивной площадки, участие во Всероссийских соревнованиях…

В заключение хочется привести слова М.И. Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин…».