Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Особенности индивидуального развития цветкового растения

Разделы: Преподавание биологии


«Что посеешь, то и пожнешь»
«Лучше голодай, а добрыми семенами засевай»
«Весенний день - год кормит»

Задачи: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, с особенностями этого процесса, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а, также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.

Оборудование: таблицы "Семена двудольных растений", "Семена однодольных растений", "Прорастание семян" из серии таблиц "Размножение цветковых растений", рисунки на стр. 142, 143 учебника.

Тип урока. Комбинированный

Подготовка к урока.

Дома учащиеся проводят самостоятельную работу на тему: «Условия прорастания семян».

Ребятам выдаются инструктивные карты (см. Приложение №1). По итогам проведения работы ребята сдают учителю отчеты.

Методы обучения. Проблемный, частично - поисковый.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Условия, необходимые для прорастания семян. Требования растений к этим условиям.
  3. Этапы прорастания семян, последовательность появления корня, почки -зародышевого побега. Два типа проростков. Покой семян и его биологическое значение.
  4. Рост зародыша и развитие проростка. Условия, необходимые для дальнейшего развития проростка и превращения его во взрослое растение.
  5. Особенности роста растений и их причины.
  6. Закрепление изученного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Д\3 §21.

III. Актуализация знаний. Проверка дом. задания.

Фронтальный опрос в сочетании с работой у доски

  1. - Как и почему распространяются семена? На таблице указать, какие приспособления имеют растения для распространения плодов и семян?
  2. - Что такое индивидуальное развитие? (или онтогенез)
  3. С чего начинается индивидуальное развитие растения?
  4. Что является начальным этапом онтогенеза у цветковых растений?
  5. Что такое семя? Какое строение оно имеет? Каков его состав?
  6. Почему семенное размножение цветковых растений получило преимущества в ходе эволюции?

IV. Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжаем изучать тему «Рост и развитие растений». Мы должны рассмотреть следующие вопросы: (знакомство с планом урока и целями. План записан на доске). По ходу урока составляете опорный конспект. (В конце урока он появится на доске)

1. Условия, необходимые для прорастания семян. Требования растений к этим условиям.

Из года в год тополя, березы и другие деревья образуют сотни тысяч семян, которые разносит ветер. Осенью крупные плоды ореха, дуба, каштана толстым слоем покрывают землю под деревьями. Почему из большого числа образующихся семян прорастают единицы?

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от поражения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и от других причин. Иногда зародыши погибают и от слишком длительного хранения семян. Семена с погибшими зародышами теряют всхожесть, то есть не могут прорастать.

Семена могут долго лежать в бумажных пакетах, в мешках из ткани, в зернохранилищах, не прорастая. А семена, попавшие в землю или помещенные в тарелку с влажной тряпочкой или промокательной бумагой, быстро набухают и прорастают.

На пакетах с семенами должен быть указан срок посева семян, после которого снижается их всхожесть.

- Дома вы выполняли лабораторную работу «Прорастание семян» и проводили наблюдения за прорастанием семян. Какие же условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Ответить на этот вопрос вам помогли опыты.

Какую цель вы преследовали, как проводили исследования и какие результаты получили? Заслушаем отчет ребят.

(Несколько учеников рассказывают о методике постановки и проведения опыта, делают вывод и дают практические рекомендации по посеву семян.)

A. Необходимость воды.

Дополнительный материал.

По отношению к воде все культуры можно разделить на влаголюбивые и
засухоустойчивые. ( Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают. Зерновкам кукурузы воды требуется в 2 раза меньше их массы, а для такого засухоустойчивого злака, как просо,— четвертая часть от массы высеваемых зерновок.)

Для чего замачивают семена многих овощных растений перед посевом?

Также с помощью замачивания семян можно отобрать только полновесные семена.

При сортировании в воде или соляном растворе семена опускают в сосуд и перемешивают, затем на несколько минут оставляют стоять, щуплые семена всплывают, а потонувшие полновесные семена (промывают после соляного раствора) высушивают и используют на посев.

Б. Необходимость воздуха.

Дополнительный материал.

Почему зерновки риса могут прорасти под водой на глубине до 1 м?

Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

B. Необходимость тепла.

Дополнительный материал.

По отношению к теплу все растения можно разбить на зимостойкие, холодостойкие и теплолюбивые.

Почему огурцы, томаты на большей части страны выращивают рассадным методом, а не сразу в грядки, как это делают с морковью или горохом?

Разные семена требуют разных условий для прорастания. Рассмотрите таблицу на с. 141. Какой вывод можно сделать? (злаки могут прорастать при температуре +1°С, а для прорастания огурцов нужна температура + 12° С.)

Г. Другие условия

Нужен ли свет для прорастания семян? Не всегда. Так для прорастания петунии свет необходим, а например, для астр или бархатцев он необязателен. Только после появления всходов их необходимо поставить к свету.

Влияет ли глубина заделки семян на прорастание и развитие проростка? Рассмотрите рисунок на карточке. Какой вывод можно сделать.

- Изучите таблицу, показывающую различную глубину заделки семян во время посева их в почву? Ответьте на вопросы: (см. приложение № 2)

Посеять семена можно своевременно, но не глубоко заделать их в почву. Тогда они высохнут под жаркими лучами весеннего солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохие. На большой глубине проросткам не хватает воздуха; молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.

Глубина заделки семян зависит от их размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени. Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1—2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов,— на глубину 2—4 см. Крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4—5 см. Если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

На глубину заделки семян влияют и свойства почвы. В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В верхних слоях песчаной почвы очень мало влаги. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги. Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, и влага лучше сохраняется в более глубоких слоях.

Глинистая почва более плотная и тяжелая. Уже совсем близко к поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях. Поэтому в глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко.

Строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ имеет большое значение для повышения урожайности возделываемых растений.

Практическое применение знаний.

Правила посева семян часто пишут на пакетах, в которых их продают. (Ученики знакомятся с информацией на пакетах с семенами).

Почему на пакетах может быть указано разное время посева семян и глубина заделки в почву?

Вывод по итогам беседы: условия прорастания семян разных растений определяются их приспособлениями к конкретным местообитаниям и могут существенно отличаться у разных видов растений.
2. Этапы прорастания семян, последовательность появления корня, почки- зародышевого побега. Два типа проростков. Покой семян и его биологическое значение

В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.

  1. Разберем этот момент с помощью текста учебника, (стр. 142, 1