Актуальность создания системы билингвального обучения на начальном и последующих этапах в школе обуславливается, в первую очередь, объективными причинами: экономической политической и культурной интеграцией в европейских странах и в мире в целом. С другой стороны существует ряд субъективных причин, определяющих значимость билингвального обучения: направленность на познание отдельной личностью целостной картины мира, необходимость в получении информации в соответствии индивидуальными потребностями, возможность получения непрерывного образования и самообразования на протяжении всей жизни, что в свою очередь создаёт дополнительные шансы конкурирования на общеевропейском и мировом рынке специалистов [3].
Говоря об актуальности обучения двум или нескольким иностранным языкам, не следует упускать из виду тот факт, что процесс обучения иностранному языку, как и любому другому предмету не может протекать бессистемно. В этой связи следует указать на то, что школе необходимо не просто ввести два или несколько иностранных языков, но и позаботиться о создании сбалансированной системы мультилингвального обучения, включающей цели и задачи, методы и средства, а также организационные формы обучения.
В нашем лицее уже имел место опыт обучения двум иностранным языкам. Обучение ИЯ2 начиналось с восьмого класса. С 2007/2008 уч. года на базе нашего лицея стартовал эксперимент с одновременным началом обучения двум иностранным языкам (английскому и немецкому) со второго класса.
На сегодняшний день мультилингвальное обучение в общеобразовательной школе является редким феноменом. Обычная практика школ, развивающихся по третьей модели языкового образования, предполагает углубленное изучение ИЯ 1 со второго класса и введение ИЯ 2 с 5-го или 7-го класса, что создаёт, на наш взгляд, дополнительные трудности:
- Возраст 11-13 лет знаменует начало пубертатного периода у подростков, что создаёт трудности психологического плана: на первый план выдвигается общение со сверстниками, учёба уходит на второй план, поэтому целесообразно начинать изучение ИЯ2 на раннем этапе;
- Психика ученика начальной школы достаточна гибкая, дети этой возрастной группы имеют высокую способность к имитации, звукоподражанию, поскольку их артикуляционный аппарат ещё не полностью сформирован. С этой позиции одновременный старт в обучении иностранным языкам более эффективен в отличие от традиционного обучения ИЯ 2 с 5-го или 7-го класса
Немаловажным условием для успешного протекания всего процесса билингвального обучения является приведение в соответствие языкового материала по ИЯ 1 и ИЯ 2. Главной причиной несоответствия содержательной стороны процесса обучения ИЯ1 и ИЯ2, является отсроченный старт в обучении ИЯ 2. В то время как по ИЯ1 учащиеся уже пишут эссе на непростые темы, требующие подробной аргументации, строят сложные языковые модели, чтобы передать свои мысли по проблеме и т. п., в ИЯ2 содержанием процесса обучения являются простейшие темы, элементарный лексико-грамматический материал. Цель обучения ИЯ2 – достижение уровня “выживания”, ставит этот предмет в разряд второстепенных, менее значимых.
Целью опытно-экспериментальных работ стало выявление основных направлений оптимизации процесса мультилингвального обучения, которая будет включать не только описание алгоритма методических действий, но и совокупность факторов, действий, мероприятий и т.д., направленных на создание сбалансированной системы билингвального обучения. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- привести в соответствие содержательную часть образовательного процесса по иностранным и родному языкам;
- разработка интегрированных уроков на базе предметов РЯ, ИЯ1 и ИЯ2, а также других предметов;
- апробация учебно-методического комплекта по немецкому языку “Тамбурин1, 2 и 3”;
- разработка внеклассных и отчётных мероприятий по ИЯ1 и ИЯ2
- создание системы мониторинга достигнутых результатов у учащихся, обучающихся в системе билингвального обучения;
- описание перспективы применения организованной системы образовательного процесса билингвального обучения в случае достижения положительных результатов.
Работа по изучению двух иностранных языков и родного языка предполагает следующие направления:
- обучение практическим видам речевой деятельности, включающее опережающее устное начало в ИЯ 1 и 2.;
- социокультурное развитие учащихся, которое будет осуществляться благодаря раннему знакомству с языками и культурами трёх народов (на доступном детям материале сказок, стихов, песен), постоянному сравнению элементов иноязычной и родной культур (на уровне имён, фамилий, особенностей быта, традиций, праздников);
- формирование начальных навыков переключения с языковой структуры одного языка на языковую структуру другого языка.
Создание эффективной системы образовательного процесса билингвального обучения предполагает решение следующих задач:
- Введение обучения двух иностранных языков одновременно со 2-го класса;
- Приведение в соответствие языкового материала по обоим ИЯ;
- Разработка и внедрение оптимальных методов билингвального обучения;
- Разработка и внедрение серии интегрированных уроков [1];
- Создание оптимальных методов контроля результатов эксперимента.
- Возможно, не всем участникам экспериментальной группы будет посильно изучать два языка одновременно, они будут иметь возможность вернуться к системе обучения одному иностранному языку.
Необходимым условием для реализации программы эксперимента является наличие групп, желающих изучать два языка одновременно, а также контрольной группы для сравнения и сопоставления результатов экспериментальных работ.
В поле зрения эксперимента в нашем лицее вошёл 2-й класс Д, в котором одна группа – экспериментальная (11 человек: с одновременным изучением немецкого и английского языка), а вторая группа – контрольная (10 человек, изучающих только английский язык).
Для успешного протекания экспериментальных работ необходимо соответствующее методическое обеспечение, к которому относятся, помимо справочной литературы, УМК по языковым предметам, а также статьи по данной проблематике, помещённые в Интернете. В этой связи следует указать, что одной из задач опытно-экспериментальных работ является апробация УМК зарубежных авторов по немецкому языку “Тамбурин 1,2,3”.
Практический этап экспериментальных работ предполагает наличие определённого инструментария для исследования, к которому, безусловно, относятся определённые методы исследования:
- анализ научной литературы по проблематике билингвального обучения
- анкетирование (см. приложение №1)
- беседа
- тестирование (см. приложение №2. Приложение можно взять у автора)
- хронометрирование
- статистическая обработка данных результатов исследования [8].
Например, первый год опытно-экспериментальных работ по оптимизации системы билингвального обучения включает следующие практические шаги:
I. | Август – сентябрь (начало учебного года) | Опрос для детей и для родителей отдельно “Хотите ли вы изучать два иностранных языка? Почему вы решили изучать два иностранных языка сразу?” |
II. | Ноябрь – декабрь | Опрос-анкета “Какие трудности возникают на пути
изучения двух ИЯ. Какие есть плюсы, какие минусы?”
|
III. | Апрель-май |
|
Второй год ЭР. Второй год экспериментальных работ по оптимизации системы билингвального обучения включает следующие практические шаги:
I. | Август – сентябрь (начало учебного года) | Опрос для детей и для родителей отдельно “Хотите ли вы продолжить изучение немецкого и английского языков одновременно? Почему?” |
II. | Ноябрь – декабрь | Опрос-анкета “С какими трудностями вы
столкнулись в данный период при изучении двух ИЯ. Какие есть плюсы,
какие минусы?”
|
III. | Апрель-май | Опрос-анкета “Хотите ли вы продолжать изучать
два языка в 4 классе? Почему?”
|
Третий год:
I. | Август – сентябрь (начало учебного года) | Опрос для детей и для родителей отдельно “Хотите ли вы продолжить изучение в режиме билингвального обучения? Почему?” |
II. | Ноябрь – декабрь | Опрос-анкета “С какими трудностями вы
столкнулись в данный период при изучении двух ИЯ. Какие есть плюсы,
какие минусы?”
|
III. | Апрель-май | Опрос-анкета “Хотите ли вы продолжать изучать
два языка в средней и старшей школе? Почему?”
|
Как показывает предварительный анализ результатов опросов, анкет и тестирования, внедрение разрабатываемой модели билингвального обучения протекает без осложнений и потерь. Напротив, результаты промежуточного и итогового тестирования в на первом году ЭР показали высокое качество успеваемости по языковым предметам. Результаты опросов родителей и детей-участников эксперимента указывают на высокую степень удовлетворённости работой, которую с ними проводят по языковым предметам и мотивированности в ней и её продолжении.
Серию открытых уроков, в том числе и интегрированных, посетили учителя гимназии №6, №9, №10, №7, №3 СОШ №81, №5, №35, №71, №77, №54, №75 и других школ района и города. Педагоги выразили заинтересованность в дальнейшем получении информации о результатах опытно-экспериментальных работах по проблеме билингвального обучения, которая проводится в нашей школе.
Учитель-участник конкурса “Учитель года 2009”, Шалкина Ольга Николаевна, провела в нашей экспериментальной подгруппе открытый урок немецкого языка в рамках конкурса.
Основная литература по теме экспериментальных работ:
- Интегрированные курсы немецкого языка/сост. Власова В.А. Волгоград. 2007.
- Русский язык и языковая личность. Караулов Ю.Н. М., Наука, 1987. -261.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалогов культур и цивилизаций. – В.: Истоки, 1996. – 138с.
- Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М.: 2002.- 452с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издательство “Русский язык” М., 1990 – 731с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-ое. - М., 2002. с. 167.
- Коммуникативная методика. / Пассов Е.И. – Издательство НОУ “Интерлингва”, 2003 – 156с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 480с.
- Учебники:
- Siegfried Büttner, Gabriele Kopp, Josef Alberti. Таmburin, Hueber Verlag, 1998.
- Английский язык в фокусе /Н.И. Быкова, Дж. Дули и др. Москва, Издательство “Просвещение”.-2006.
- Гальскова Н.Д. Немецкий язык. 2 кл.: раб. тетрадь для четырёхлет. нач. шк./ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.