Интегрированный урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы - берегини русском народном костюме (5-й класс)

Разделы: Технология, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока

Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи урока

1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления учащихся.

2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.

3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.

Оборудование и материалы:

1. Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD-ROM  (Презентация о русском народном костюме и  вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве). Приложение 1.

2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, экран или интерактивная доска.

3. Таблицы с изображением русского народного костюма.

4. Набор открыток по теме «Русский костюм».

5. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.

6. Образцы выполненных кукол. Приложение 2.

7. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы – закрутки» (Приложение 4)

8. Кусочки хлопчатобумажных тканей.

9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.

10. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Изучение нового материала

Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды.

4. Практическая часть, 1

Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.

Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.

5. Практическая часть, 2

Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»

а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.

Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

6. Закрепление новых знаний

Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ.

7. Подведение итогов. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.

Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

Ход урока

Изучение нового материала

Учитель. Послушайте, сказку.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.          

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Учитель. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?

Дети высказывают свои мысли.

Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?

Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой  и бисером.

Во время рассказа идет демонстрация слайдов о русском народном костюме и  вышивке, таблиц и открыток с изображением русского народного костюма.

(Приложение 1)

Физкультминутка

Упражнение для мышц глаз.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

Практическая часть, 1

Постановка художественной задачи

Учитель. На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользовать ся рисунком фигуры человека (Приложение 5).

(Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.)

Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.

Практическая часть, 2.

Учитель. Беседа

Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Во время рассказа демонстрируются слайды с рукотворными  куклами.

(Приложение 2)

Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»

Материалы для работы:

1. Кусочек белой ткани. 1  деталь - размер 5х5 см (голова)

2. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер   7х7 см (грудь-блузка)

3. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер   5х12см (руки (рукава) - блузка)

4. Кусочек красной ткани для сарафана (юбки)  2 детали – размер 20х8см. (одну можно белой, т. к. она будет нижней юбкой)

5. Кусочек ткани для фартука (в клетку, можно украсить тесьмой, вышивкой, кружевом и т.п.) размер 5х6 см.

6. Кусочек ткани для косынки (красную)  1 деталь размер треугольник со стороной 8 см.

Технологическая карта изготовления куклы-закрутки (Приложение 3)

Физкультминутка

Упражнение для рук.

Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения за учителем.

Закрепление новых знаний

Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Просмотр и выставка готовых работ.

Подведение итогов. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.

Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.