Урок "Что имеем- сбережём!"

Разделы: ОБЖ


Можно накопить денег и купить желаемую вещь, но нельзя приобрести даже частицу того, что можешь разрушить ты своими же руками – ЗДОРОВЬЕ.
Тема очень актуальна в наше время. Затрагивает все поколения. Родители переживают за своих детей, но как бы они не старались оградить свое чадо, общество накладывает свой отпечаток. Поэтому считаю, что воспитание здорового образа жизни должно идти с самого раннего возраста.
Это мероприятие вызывает интерес и у родителей, которые будут приглашены,  и у детей, выступающих артистов, и у всего коллектива готовящихся к нему.
Большая работа будет проведена  ходе в оформления и  подготовки. Много реквизита не требуется. Материал излагается доступно, имеет научную основу, практическую ценность.
Сопровождается современными техническими средствами – мультимедийной презентацией. На подготовку не требуются большие финансовые затраты, все можно сделать своими руками.
Место проведения можно выбрать: в зале или в кабинете.
Занятие апробировано на 7 классе, имеет практическую ценность. Мероприятие доброе, не навязывающее, но убеждающее.
Дает возможность каждому ребенку осмыслить свое поведение и сделать правильный выбор. В момент подготовки идет индивидуальная работа. Знакомые строки легко перефразируются и запоминаются. Занятие проходит на одном дыхании, не имеет заминок.
Материала представляет интерес  для учителей, педагогов дополнительного образования, психологов, воспитателей детских домов и реабилитационных центров.

План внеклассного занятия

  1. Тема.  Цель. Задачи. Оборудование.
  2. Посадка ребят по группам для удобной и комфортной работы.
  3. Создание атмосферы раскрепощенности и доверия (рассуждение на тему «Жизнь»).
  4. Сказка – любимый жанр детей.
  5. Статистика по продолжительности жизни.
  6. Высказывание ученых о здоровье.
  7. Пословицы и поговорки.
  8. Инсценирование на строки «Крошка сын к отцу пришел…».
  9. «Прилет инопланетян» – минисценка.
  10. Выводы детей (обобщение, закрепление).
  11. 2  минуты для релаксации.

Описание мероприятия

  1. Организация класса – 3 мин. (Подготовка и психологический настрой).
  2. Просмотр документальных кадров послевоенного времени – 5 мин.
  3. Работа над новыми материалом – 20 мин.
  4. Закрепление – 10 мин.
  5. Итог – 2 мин.

Цель: учить детей беречь свое здоровье. Раскрыть значение знаний о правильном образе жизни.

Задачи:

  • Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации
  • Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  Магнитофон, таблица «Слагаемые здоровья», лист бумаги,  фломастеры,  ручки,  плакаты с пословицами, карточки со словами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация класса

Рассаживаются по группам по 4 чел. Звучит песня «Я люблю тебя жизнь».

II. Просмотр видеозаписи послевоенного времени, строительства БАМа, работы молодежи на стройках (сбор сюжетов из документальных фильмов).

III. Работа над новым материалом

– Для чего человеку дана жизнь? (Ответы детей)
– Как вы понимаете, что такое жизнь? (Ответы детей)
– Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

Статисты (2 учащихся) зачитывают, что такое жизнь из различных словарей.

– А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте, пожалуйста, об этом, и запишите продолжение фразы «Счастливая жизнь – это …»

Учащиеся работают 2-3 минуты в группах, звучит музыка.

Выступление представителя от группы. Обсуждение.

– Без чего не может быть счастливой жизни?

Каждой команде предлагаю основные понятия, входящие в счастливую жизнь, а вы распределите их по степени значимости.

Открывается рисованное окошко и «бабушка» рассказывает сказку.

В одной стране когда-то
Жил был один король,
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел,
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили его
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражен, капризен –
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Росли у него детки,
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Большими были детки,
Хоть слушали его,
И повторяли детство
Папаши своего
Волшебник Валеолог
Явился во дворец –
И потому счастливый
И сказки сей конец.

– Что мешало королю быть счастливым? А его детям?
– Вам встретились такие слова как «эскулап», «валеолог»? Что они обозначают?

Учитель дает понятие и вывешивает определение на доску.

– Какими словами заканчивается сказка? (Сказка – ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.)
– В каждой сказке есть доля правды и в этой истории отражена реальная жизнь. По статистике из 145 миллионов человек к 2050 году может остаться около 102 мил. Почему? Ваши версии и предложения.
– Как государство сейчас помогает при рождении 2-го и т.д. детей?
– Какие семьи называются многодетными? Есть ли у нас ребята из таких семей?
– Основная причина сокращения численности населения – это уменьшаемая с каждым годом продолжительность жизни.
– Продумайте, каковы причины? (Ответы детей)

Выступление ребят занимающихся статистикой.

1-й – Мужчины в России живут до 57 лет. 
2-й – женщины 71-72 года.
1-й – За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза, каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвертый от болезни легких.
2-й – И если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов. А может и того хуже.
1-й – Как же заполучить самое ценное, что нельзя купить – здоровье?
2-й – Как же его сохранить, укрепит, чтобы стать счастливым?

Задание группам. Что такое здоровье? (Ответы детей)

Обобщение ответов. По цепочке зачитываются страницы книг «Высказывания ученых о здоровье».

1 стр. «Здоровье это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П.Фосс нем. профессор-валеолог)
2 стр. «Здоровое тело – продукт здорового продукта» (Б.Шоу англ. драматург)
3стр. «Главное, от чего зависит физическое здоровье – здоровье нравственное … » «Что бы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других».  (Д.С.Лихачев, литературовед и общественный деятель)
4 стр. «У кого не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения» (А.И.Солженицын, писатель)
5 стр. «Человек, двигаясь и при этом развиваясь сам, заводит часы своей жизни» (И. Артавский)
6 стр. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман, основатель валеологии)

– Какие русские народные пословицы и поговорки вы слышали о здоровье? (Обсуждение по группам)

– Жизнь дана на добрые дела.
– Здоровье – всему голова.
– Здоровье дороже денег.
– Здоровье не купишь.
– Наше счастье в наших руках.
– Счастье не ищут, а делают.
– Любой жует, да не любой живет (и др.).

Рассмотрим таблицу слагаемых здоровья.

– Почему статистика в основном рассматривает образ жизни человека?
– Что происходит сейчас в нашем обществе? (Обсуждение в группах) ответы учащихся.
– Просмотрите сценку и сделайте для себя выводы.

Автор:

С соской сын к отцу пришел
И спросила кроха …

1-й сын: Папа, это хорошо или это плохо?

Автор:

Папа сыну отвечал
На вопрос курьезный …

Папа:

Если б соску не сосал,
Был бы ты серьезный,
Брось ее, и в тот же миг –
Повзрослеешь ты, старик!
Давай-ка, парень, для разрядки
Займемся лучше физзарядкой!

Фонограмма (спортивный коллаж). Вносят велосипед.

Автор:

Год прошел, седьмой грядет
Мальчик в первый класс идет
И отцу (хоть и подрос)
Задает опять вопрос …

2-й сын:

Там у школы 2 мальчишки
Зажигают часто спички,
Подскажи, ну как мне быть,
Предлагали закурить,
Я попробовал – отрава
Эти сигареты «Ява»,
Как же сложно их курить,
Так здоровью-то вредить?

Автор:

Подумал папа и в ответ
Сыну дал такой совет …

Папа:

Кто сигареты поджигает –
Жизнь на годы сокращает
Окружающим, себе,
Может быть тебе, и мне.
Сын рассматривает велосипед.
Велосипед тебе – катайся!
А друзей ты не стесняйся,
Вдруг предложат закурить –
Откажись, ты слышишь, Вить?

(Фонограмма)

Автор:

Дни летят, идут года,
Сын растет, как никогда,
10 классов за спиной,
Стал сынок большой,
Деньги просит без конца
У поседевшего отца
Для чего – не говорит,
Принимает умный вид,
В подворотне с «друганами»
Пиво пьет и ест салями,
Но отец про все узнал,
Сына на «ковер» позвал.

Папа:

Ты ответь мне сын родной,
Если пьешь, то ты крутой?
Ведь спиртное – это яд!
Пусть дружки то говорят,
Что попробуешь разок
И узнаешь жизнь, браток!
Это все вранье – не верь,
Мигом втянешься, поверь,
Алкоголь туманит разум,
Лучше брось ты это сразу!
На рюкзак ты мой возьми
И в поход скорей иди,
Посмотри ты на природу,
Ведь в любую непогоду
Все прекрасно, сынка, в ней.
Для людей и для зверей.
Набери себе здоровья
И для будущих детей.

(Фонограмма)

Автор:

Не поверил Витя словам;
Ему показалось мало 100 грамм,
Захотел он новое чувство познать
И начал наркотики употреблять.

(Взлетают под фонограмму приземляющегося самолета НЛО; инопланетян)

Инопланетянин (юноша):

Нас постигло великое горе:
На каждой планете наркотиков – море,
Ловили мы кайф с утра до утра,
Но вскоре мы поняли:
Смерть к нам пришла.

Инопланетянин (девушка):

Погибли родные, погибли друзья,
Осталось нас двое:
Вот брат мой и я!
Мы просим вас, люди,
Перестаньте дурить!

Инопланетянин (юноша):

Не нужно колоться
И хватит вам пить.
Все вместе решите проблему эту
И сберегите родную планету.

(Фонограмма. НЛО улетает)

3-й сын:

Какие-то глюки пошли у меня,
А вдруг это правда?
Не верю, друзья!

Все участники по 1 строке:

Не нужны кошмары дурацкие эти –
Ни мне, ни родным, ни нашей планете,
Давайте покончим с бедой навсегда,
Ведь мир – это наша большая семья,
Мы не вернемся в тот сон никогда,
Здоровый образ жизни выбираю я.
Все (повторяют)  «И я, и я …»

3-й сын: (обращается в зал)

А вы какого мнения?
(Фонограмма хода и боя часов).
От чего же зависит здоровье?

(Обсуждение по группам ответы учащихся).

Вывод делают статисты, по цепочке называют:

  • от возраста и состояния здоровья при рождении.
  • от питания.
  • от чередования умственного труда и отдыха.
  • от соблюдения гигиены.
  • от закаливания.
  • от отсутствия вредных привычек.
  • от отношения к себе  окружающих.

Вновь открывается окошко и «бабушка» рассказывает конец истории.

Волшебник Валеолог
«Сказал: Долой врача!
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить,
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с Солнцем,
И с Воздухом, Водой
Отступят все болезни,
Промчатся стороной,
Несите людям Радость,
Добра и сердца свет,
И будите здоровы,
Вы много, много лет!»

IV. Закрепление

Каждой группе раздаются солнышки с лучиками, в середине написано ЗОЖ..

Задайте каждому ученику записать на лучике основополагающие здоровья.

V. Итог

Сфотографируйте друг друга с солнышками на сотовые телефоны.
– Какие функции с этим кадром вы можете сделать и с какой целью?

Список использованной литературы:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» -  6 класс. Смирнов, Фролов, Литвинов.
  2. «Последний звонок» – журнал № 6, 2002 год.