Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи исследовательской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


При работе с детьми с общим недоразвитием речи, мы наблюдаем снижение познавательного интереса к окружающей среде у детей. Как известно одна из характерных и ярких черт дошкольника – это любознательность. Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре появляются слова конкретного значения и лишь потом – обобщающего. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом развития дошкольников. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становятся достоянием само ребенка, поскольку он воспринимает и применяет их как собственные. Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи: - формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать познавательную активность с помощью наглядных средств (моделей, эталонов, символов и т.д.); - поддерживать у детей инициативы, пытливость, любознательность, самостоятельность; - обогащать словарь и развивать монологическую речь, связную речь в целом. Обогащение жизненного опыта ребенка приводит у росту его словаря. В период старшего дошкольного возраста формируется ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5-6 лет, можно выделить наиболее употребляемые слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит расширение семантического поля значения слова.

Таким образом, по мере развития психических процессов ( мышления, восприятия, представлений, памяти) на которые мы воздействуем посредством исследовательской деятельности, обогащения сенсорного опыта, формируется и словарь ребенка ( появление наречий, предлогов и т.д.) в количественном и качественном аспектах.

Далее мы приводим конспект по проведению исследования по теме “Изучение свойств воздуха” в средней и старшей логопедической группе.

Конспект исследования. “Этот таинственный воздух”.

Актуальность темы: Мы очень часто не замечаем того, что видим вокруг себя – плывущую по небу тучи, летящих листьев с дерева, парящих птиц в небе и многого другого. Взрослым это кажется обычным и повседневным. Но это нельзя сказать о детях! Мы слышим множество “ почему”, им интересно все, что их окружает. Воздух бесцветен и невидим; как его поймать и увидеть, узнать о нем много нового и интересного?

Цель исследования: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

  1. Выяснить свойства воздуха
  2. Исследовать свойства воздуха разными способами и приспособлениями.
  3. Учиться применять полученные знания на практике.

Гипотеза: Если мы не видим воздух, значит, его нет.

Исследование 1. Таинственная вертушка

Задача: Обнаружение свойств воздуха: теплый воздух поднимается вверх, т.е. легче холодного.

Исследование:

  1. Из тонкой папиросной бумаги вырезаем прямоугольник.
  2. Перегибаем его по средним линиям и снова расправляем (для выяснения центра тяжести).
  3. Кладем теперь бумажку на острие торчащей иглы так, чтобы игла подпирала ее как раз в этой точке. Бумажка остается в равновесии: она подперта в центре тяжести. Но от малейшего дуновения она начнет вращаться на острие.
  4. Пока приборчик не обнаруживает ничего таинственного. Но приблизив к нему руку, как показано на фото, мы видим странную вещь: бумажка начнет вращаться, сначала медленно, потом все быстрее. Отодвигаем руку – вращение прекращается. Приближаем - опять начнется.

Вывод: воздух, нагретый снизу вашей рукой, поднимается вверх и, напирая на бумажку, заставляет ее вращаться. Это можно объяснить разницей температур названных частей руки: концы пальцев всегда холоднее, нежели ладонь, поэтому близ ладони образуется более сильный восходящий поток воздуха, который и ударяет в бумажку сильнее, чем ток, порождаемый теплотой пальцев.[2]

Исследование 2.

Задача: Выяснить каким свойством обладает воздух при соприкосновении с разными продуктами?

Исследование:

  1. Для проведения опыта необходимо 3 контейнера с закрывающимися крышками и кусочки продуктов, фруктов, сладостей.
  2. Предварительно разместив образцы по контейнерам и подержать некоторое время.
  3. После чего достать образцы и предложить детям определить в каком контейнере были те или иные продукты.

Дети без труда определяют где находились их любимые сладости и фрукты.

Вывод: Воздух обладает способностью сохранять запахи. Это свойство воздуха мы используем для профилактики заболеваний ( раскладываем чеснок, лук, а также используем аромамасла).

Применение на практике: Как известно ароматерапия очень полезна в период эпидемии респираторных заболеваний. Защищая слизистые оболочки от вирусов и микробов мы укрепляем организм в целом! Хорошо использовать масла для релаксации, для эмоционального подъема.

Исследование 3.

Задача: Выяснить имеет ли воздух вес?

Исследование:

  1. Надувают шарик воздухом.
  2. Заранее готовят шарик надутый гелием.
  3. Одновременно отпускают их : шарик надутый гелием взмывает вверх, а шарик надутый воздухом опускается на пол.

Вывод: Воздух легкий газ , но есть газ еще легче. И если надуть им шарик, то он улетит! Практический совет: Привяжите шарик с гелием!

Исследование 4 Поймаем воздух

Задача: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Выяснить, чем можно поймать воздух? И можно ли его увидеть?

Исследование:

  1. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.
  2. Набираем воздух в пакет и закручиваем открытый конец, так, чтобы пакет стал упругим.
  3. Затем спрашиваем, что в пакете?
  4. Открываем пакет и показываем , что в нем ничего нет.

Обращаем внимание на то, что пакет перестал быть упругим. Почему кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачный, невидимый, легкий). Те же опыты проводим с воздушным шариком и мыльными пузырями.

Вывод: Воздух прозрачный и невидимый.[1]

Исследование 5 Игры с соломинкой

Задача: Выяснить , что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Исследование:

  1. Рассматривают трубочки для коктейля.
  2. Дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, чтобы дети почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок.
  3. Воспитатель объясняет , что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть.
  4. Дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.
  5. Появляются пузырьки: ребята увидели откуда они появились и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх, когда выйдет воздух, пузырьки тоже перестанут выходить).[1]

Вывод: Вдыхая воздух через рот или нос человек выдыхает его обратно, значит внутри человека есть воздух.

Исследование 6

Задача: Научиться пускать мыльные пузыри; познакомить с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Исследование:

  1. Наливаем в тарелку или на поднос 0.5 стакана мыльного раствора, кладем в середину предмет и накрываем воронкой.
  2. Дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь из-под нее.
  3. Предмет получается под мыльным колпаком.
  4. Чем больше воздуха вдунули, тем крупнее пузырь.

Вывод: Пузыри образуются от натяжения мыльной пленки. Чем больше вдуваем воздуха, тем больше пузырь по размеру.[3]

Исследование 7 Воздушный фонтан

Задача: Обнаружить, что воздух обладает силой.

Исследование:

  1. Дети рассматривают игрушку “Воздушный фонтан”.
  2. Погружают в воронку легкие пластиковые шарики.
  3. Педагог включает устройство, работающее на батарейках, где создается определенный воздушный поток.
  4. Шары с силой выталкиваются из воронки, чем самым веселя детей.
  5. Наблюдения подсказывают детям, что именно воздух выталкивает шарики.

Вывод: Воздух при определенных условиях имеет силу и может перемещать предметы.

Исследование 8 Сухим из воды

Задача: Определить, что воздух занимает место. Можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку лежащую на дне?

Исследование:

  1. Берем стакан, кладем салфетку на его дно.
  2. Переворачиваем вверх дном и осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости.
  3. Затем поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан.
  4. Определяем намокла салфетка или нет.
  5. Салфетка сухая.

Вывод: Воздух, находящийся в стакане помешал воде намочить салфетку, отсюда ясно, что он занимает место.[3]

Исследование 9 Рисуем воздушными фломастерами.

Задача: Научиться рисовать при помощи воздуха.

Исследование:

  1. Дети берут фломастеры и дуют в один конец, а из другого распыляется краска, используют трафареты и пытаются рисовать, используя силу потока воздуха.
  2. Чем ближе подносим фломастер к бумаге, тем насыщенней получаем цвет.

Вывод: Рисовать можно с помощью воздуха.

Исследование 10.

Задача: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.(1)

Исследование:

  1. Наблюдаем за аквариумными рыбками.
  2. Определяем, дышат они или нет ( следим за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме)
  3. Палочкой раздвигаем водоросли в воде, появляются пузырьки.
  4. Наблюдаем как рыбки подплывают к поверхности воды и захватывают пузырьки (дышат).

Вывод: Дыхание рыб в воде возможно, значит воздух есть везде.

Выводы, которые мы делаем после проведенных исследований :

  1. При нагревании воздух поднимается вверх.
  2. Воздух сохраняет запахи.
  3. Мы выяснили, что воздух легкий, но гелий легче чем воздух.
  4. Воздух невидимый, но его можно обнаружить.
  5. Воздух есть внутри человека.
  6. С помощью воздуха получаются мыльные пузыри.
  7. Воздух обладает силой и может перемещать предметы.
  8. Как ни странно, воздух занимает место.
  9. Воздухом можно рисовать.
  10. Воздух есть везде, даже в воде.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В .В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.: ТЦ “Сфера”
  2. Перельман Я. И. Занимательна физика М.: 1976 г
  3. Уокер Дж. Физический фейерверк М.: МИР 1988 г.