Урок информатики в 3-м классе по теме "Общее имя объекта. Единичное имя объекта"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тип урока: ОНЗ.

Цели:

  • научить детей отличать общие и единичные имена объектов;
  • научить выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде;
  • формировать у детей умение работать во времени, в группе;
  • развивать логическое мышление, память, воображение.

Оборудование: портреты писателей, опорные карточки, книги в подарочной упаковке.

Литература.

  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
  • Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1 - М: "Баласс", 2003;
  • Информатика в играх и задачах. 3 класс(1 - 4). Методические рекомендации для учителя - М: "Экспресс",1999.
  • Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. 3 класс(1 - 4) - М: Росткнига, 2003.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- Сегодня на уроке нам предстоит много работать.

II. "Мозговая гимнастика"

1. "Качания головой" (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове качаться медленно из стороны в сторону. (30 секунд).

2. "Ленивые восьмерки" (активизирует запоминание): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. "Зоркие глазки": глазками нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

III. Разминка

1. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?(7).

2. В школьной сумке я лежу, как ты учишься - скажу. (Дневник).

3. Он гоняет облака, треплет на море суда, мельницами управляет. Кто всем этим заправляет? (Ветер).

1. Вход - выход, въезд - ? (Выезд). Большой - маленький, храбрец - ? (Трус).

2. Место в театре, где играют актеры? (Сцена).

3. Музыкант, играющий на скрипке? (Скрипач).

IV. Актуализация знаний

С. 43 №25: Составь 10 предложений. В каждом предложении используй по одному слову из каждого мешка;

  1. Рыбак - человек, у которого еще есть удочка и который еще может насаживать наживку.
  2. Черепаха - это животное, у которого еще есть панцирь и которое еще может спрятаться.
  3. Стул - это мебель, у которой есть спинка и на котором еще можно сидеть.
  4. Грузовик - это машина, у которой еще есть кузов и которая еще может возить грузы.
  5. Дворник - это человек, у которого есть метла и лопата и который еще может убирать улицу.
  6. Пожарная машина - это машина, у которой еще есть шланг и лестница и которая еще может тушить пожар.
  7. Верблюд - это животное, у которого еще есть горб и которое еще может питаться колючками.
  8. Шкаф - это мебель, у которой еще есть полки и в котором еще можно хранить вещи.
  9. Скрипач - это человек, у которого еще есть ноты и скрипка и который еще может играть в оркестре.
  10. Еж - это животное, у которого еще есть иголки и который еще может сворачиваться клубком.

V. Постановка проблемы

- Ребята, чему вы научились на прошлом уроке? (Описывать общее в составе и действиях объектов и отвечать на вопросы: "Что такое?", "Кто такой?", используя такие описания).

- Сегодня мы поговорим об именах предметов и существ.

Найдите задание 15 на стр. 37.

- Сколько разных общих имен, подходящих Винни-Пуху, приведено в этом задании? (Четыре: "Герой сказки", "Медвежонок", "Друг пятачка", "Автор пыхтелки").

- Как вы думаете, почему эти имена называются общими? (Общее имя обозначает ни один предмет или существо, а группу).

- А каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем сказки? (Винни-Пух).

VI. Открытие детьми нового задания

У доски - книги, завернутые в подарочную упаковку.

У нас в гостях герои этих книг.

К каждой книге - письмо.

"Литературная викторина".

1 книга.

"В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Вокруг каждого дома росли цветы, а сам город назывался Цветочным", - так начинается одно из самых известных произведений этого писателя. Этому произведению в этом году исполнилось 50 лет. (Н.Носов "Приключения Незнайки", трилогия 1954г.).

2 книга.

Эта повесть-сказка начинается так: "Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли". В этой сказке говорится о дружбе и взаимной выручке. (А.Волков "Волшебник Изумрудного города", 65 лет - 1939г.).

3 книга.

Этот писатель очень любил величавую природу Индии. В этой книге он рассказал необыкновенную историю индийского мальчика, вскормленного волчицей. Дикие звери, каждый по-своему, заботился о нем. Преодолевая множество опасностей и приключений, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного юношу. (Р.Киплинг повесть-сказка "Маугли", 110 лет).

- Без кого бы не получилось произведения? (Без автора(писателя); без наборщика:; без героев произведения). По ходу слова вывешиваются на доске.

О каждой книге - отдельно.

Кто герои произведения Носова?

  • коротышки,
  • жители цветочного города
  • Незнайка,
  • Знайка,
  • Шпунтик:

Кто герои произведения Волкова?

  • Элли,
  • Железный Дровосек,
  • Страшила,
  • Тотошка:

Кто герои произведения Киплинга?

  • Маугли,
  • Багира,
  • Каа,
  • Балу:

Проблема:

  1. Можно ли все эти имена отнести сразу ко всем этим книгам? (Нет, частично).
  2. Тогда исключите лишнее.
  3. Что останется?
  4. Как их можно назвать? (Общие имена).
  5. Не могли бы вы назвать первую часть нашей темы? (Общее имя объекта). (Вывешивается на доске).

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжаем думать

- А те имена, которые исключили, что с ними делать?

Как можно назвать по-другому?

Итак, мы отделили общие имена, а эти исключили. Остались необщие. А какие? (Отдельные, одинарные, имя 1 героя:).

Коротышки, жители джунглей - тоже общие, но для данной книги.

Это вторая часть нашей темы.

Кто может предположить название? (Личные, отдельные, единичные).

Научное название 1 предмета - единичное имя объекта (на доске).

Это имя мы не можем отнести ни к каким героям.

X. Домашнее задание

Придумать общее имя и подобрать к нему единичное.

XI. Итог урока

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке мы:
  • Я узнал, что:
  • Мы получили информацию: