Программа воспитания для учащихся 1–2-х классов "Школа здорового ребенка"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Обоснование программы.

В последнее годы обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Меня как учителя, не мог не насторожить этот факт. Это стало предметом наблюдений за здоровьем моих учеников. В результате наблюдений за учащимися, я выявила одну из главных причин снижения знаний детей: отклонение от норм показателей здоровья учащихся. Так, взяв 1 класс, я проанализировала карту здоровья учащихся и получила следующие данные: в 1 классе 62% учеников имели хронические заболевания, а к 4 классу – 64% . На учете в медицинских учреждениях стояло 35% первоклассников, а к 4 классу 43%.ученика моего класса имели различные отклонения в здоровье.

Мои ученики стали чаще пропускать уроки из-за заболевания верхних дыхательных путей, острых респираторных заболеваний. В школу приходят дети уже с рядом серьезных хронических болезней. Особенно высоки нарушения зрения, осанки.

Проведя анализ медицинских карт учащихся, поступивших в школу в 2005 году, я выявила, что только 4 из 29 учеников абсолютно здоровы. У 25% учащихся нарушения зрения, 17% - нарушение осанки, 24% - имеют различные хронические заболевания, 18% - наблюдаются у невролога, 14% - имеют минимальную мозговую дисфункцию, 7% - заболевания сердца, у 3% - бронхиальная астма.

25% учащихся, приходя в школу, имеют различные логопедические проблемы. Для решения этой проблемы у учащихся с первого класса введен урок риторики, на котором не только развивается устная и письменная речь учащихся, но и создается среда для исправления некоторых дефектов речи. Этим урокам я придаю особое значение, понимая их роль в дальнейшем развитии ребёнка.

Создание здоровьесберегающей среды предполагает не только проведение оздоровительных медицинских мероприятий, но и гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей, учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.

Напряженный характер учебы, большой объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

Для разрешения этой проблемы мною разработана программа для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования, ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников. Для привлечения детей к изучению, исследованию и распространению знаний по соблюдению правил личной гигиены, приемов релаксации, укреплению здоровья, физического развития.

Понятие «здорового образа жизни» рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Большое значение имеет и социальное благополучие семей учащихся, потому что перемены, происходящие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.

Все это натолкнуло меня на создание программы «Школа здорового ребенка», которая рассчитана на учащихся 1-2 класса, и позволяет с самого начала, приучать детей следить за своим здоровьем. Программа была рассмотрена и одобрена на методическом объединении учителей школы и действует в рамках школьного проекта «Школа-центр социальной адаптации учащихся». Составленная мною программа «Школа здорового ребёнка» участвовала в городском конкурсе «Учитель, содействующий здоровью» и заняла 1 место.

В программе используются различные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, праздники, инсценировки, занятия с использованием сказкотерапии, музыкотерапии, экскурсии, творческие мастерские, коллективные творческие дела, кружковая работа.

Главная цель моей деятельности не только обучить ребёнка, но создать условия для его гармоничного развития, способствовать его адаптированности в современных условиях и сохранение физического и психического здоровья моих воспитанников.

Цели:

  1. Воспитание личности, знающей правила личной гигиены, элементарные медицинские знания, упражнения и способы укрепления здоровья, обладающей потребностью в их расширении.
  2. Физически и духовно здоровой личности.

Задачи:

  1. Помочь ребёнку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
  2. Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физкультурных минуток.
  3. Помочь учащимся овладеть методами релаксации (расслабления), точечного массажа и самомассажа.
  4. Стремиться к соблюдению учащимися правил личной и общественной гигиены.
  5. Проводить занятия с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
  6. Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию.

Знания и умения:

  • Знания: правила оказания первой медицинской помощи, подвижные игры, физкультминутки, точечный массаж и самомассаж.
  • Умения: пользование литературными источниками и материалами, оказание первой помощи ближнему.

Действия:

Изучение элементарных основ медицинских знаний; психокоррекция тревожных состояний детей на основе сказкотерапии; уроки гигиены; беседы врачей по вопросам гигиены; разучивание подвижных игр на свежем воздухе и в помещении; разучивание физкультминуток; «Весёлые старты»; КТД «В гостях у королевы Зубная щётка», «Город чистюль»; праздники «Растем здоровыми», «Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье»; мультимедийная презентация «Глаза – главные помощники человека» <Приложение 1>; кружок «Крепыш».

Основные идеи:

  1. В программе должны использоваться разнообразные здоровьесберегающие технологии.
  2. Содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка.
  3. Содержание программы должно ориентироваться на региональные особенности.

Педагогические принципы и подходы:

  1. Принцип природосообразности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
  4. Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности ребенка.
  5. Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Условия необходимые, для выполнения программы:

  • Кабинет.
  • Актовый зал.
  • Спортивный зал и спортивная площадка.
  • Технические средства: телевизор, DVD, магнитофон, компьютер.
  • Зелёная зона школы.

Методы обеспечения программы:

  • Заседания актива класса.
  • Родительские собрания.
  • Заседания родительского комитета.
  • Встречи с представителями Амурского областного центра профилактики.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы предполагает воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочению коллектива.