Решение различных задач с помощью электронных таблиц

Разделы: Математика, Физика, Информатика


1. Графическое решение уравнений

«Решить графически уравнение».

Для графического решения построим графики каждой из функций на отрезке [0, 2] с шагом (изменением х) 0.1. Чтобы построить графики функций для каждой функции построим таблицу значений, используя стандартные функции COS и КОРЕНЬ.

x cos(x) корень(х)
0 1 0
0,1 0,995 0,316228
0,2 0,9801 0,447214
0,3 0,9553 0,547723
0,4 0,9211 0,632456
0,5 0,8776 0,707107
0,6 0,8253 0,774597
0,7 0,7648 0,83666
0,8 0,6967 0,894427
0,9 0,6216 0,948683
1 0,5403 1
1,1 0,4536 1,048809
1,2 0,3624 1,095445
1,3 0,2675 1,140175
1,4 0,17 1,183216
1,5 0,0707 1,224745
1,6 -0,029 1,264911
1,7 -0,129 1,30384
1,8 -0,227 1,341641
1,9 -0,323 1,378405
2 -0,416 1,414214

Примечание к построению диаграммы:

а) Для построения диаграммы выделяем столбцы cos(x) и корень(х).

б) При построении диаграммы на 2-ом шаге (Источник данных) нужно задать масштаб оси Х:

  • перейти на вкладку «Ряд»,
  • установить курсор в окно «Подписи оси Х»
  • выделить в таблице все ячейки столбца «х» от 0 до 2
  • нажать «Далее».

в) после построения графиков необходимо отредактировать точку пересечения осей

В результате построения графиков функций видно, что корень уравнения
приблизительно равен 0.64.

2. Табличное решения уравнений с заданной степенью точности

x
0 1
0,1 0,678776399
0,2 0,532852982
0,3 0,407613932
0,4 0,288605462
0,5 0,170475781
0,6 0,050738946
0,7 -0,071817839
0,8 -0,197720482
0,9 -0,32707333
1 -0,459697694

«Решить уравнение с точностью».

Модуль показателя степени точности указывает сколько точных цифр должно быть в ответе. В нашем пример ответ должен быть получен с точностью 6 цифр после десятичной запятой (точки).

2.1. Построим схематические графики функций (см. п.1).

Очевидно, что корень уравнения находится внутри отрезка [0, 1].

2.2. создаем следующую таблицу Excel:

  • в столбец А с помощью автозаполнения вводим все значения х из отрезка [0, 1] с шагом 0.1
  • в столбец B вводим формулу =COS(X) – КОРЕНЬ(Х), где в качестве Х выступают ссылки на соответствующую ячейку столбца А
  • скопируем формулу на соседние ячейки столбца B, используя автозаполнение.
x x
0 1 0,6 0,050738946
0,1 0,678776399 0,61 0,03862305
0,2 0,532852982 0,62 0,026477669
0,3 0,407613932 0,63 0,014302115
0,4 0,288605462 0,64 0,002095758
0,5 0,170475781 0,65 -0,010141976
0,6 0,050738946 0,66 -0,022411609
0,7 -0,071817839 0,67 -0,034713611
0,8 -0,197720482 0,68 -0,047048406
0,9 -0,32707333 0,69 -0,059416371
1 -0,459697694 0,7 -0,071817839
  • в столбце B находим два соседних значения разного знака – соответствубщие им значения из столбца А определяют новый (более точный) отрезок нахождения корня [0.6, 0.7].

2.3. Повторяем действия п.п. а) – г) для столбцов C и D, отрезка [0.6, 0.7] и шага, уменьшеннего в 10 раз =0.01. В результате получаем новую таблицу, в которой выделяем соседние значения столбца D разного знака и получаем новый отрезок [0.64, 0.65] и новый шаг =0.001

2.4. Таким образом на каждом этапе находим соседние значения разного знака, соответствующие значения х образуют новый, более точный отрезок нахождения корня, шаг на каждом этапе уменьшается в 10 раз. Так как числа в ячейках получаются с большим количеством цифр – необходимо задать соответствующий формат представления данных. В результате получаем 6 таблиц:

1 таблица 2 таблица 3 таблица
x x x
0 1 0,6 0,050738946 0,64 0,002095758
0,1 0,678776399 0,61 0,03862305 0,641 0,000873405
0,2 0,532852982 0,62 0,026477669 0,642 -0,000349261
0,3 0,407613932 0,63 0,014302115 0,643 -0,001572243
0,4 0,288605462 0,64 0,002095758 0,644 -0,00279554
0,5 0,170475781 0,65 -0,010141976 0,645 -0,004019153
0,6 0,050738946 0,66 -0,022411609 0,646 -0,005243083
0,7 -0,071817839 0,67 -0,034713611 0,647 -0,006467329
0,8 -0,197720482 0,68 -0,047048406 0,648 -0,007691894
0,9 -0,32707333 0,69 -0,059416371 0,649 -0,008916776
1 -0,459697694 0,7 -0,071817839 0,65 -0,010141976

4 таблица 5 таблица 6 таблица
x x x
0,641 0,000873405 0,6417 0,000017572 0,64171 0,000005344
0,6411 0,000751153 0,64171 0,000005344 0,641711 0,000004122
0,6412 0,000628897 0,64172 -0,000006883 0,641712 0,000002899
0,6413 0,000506638 0,64173 -0,000019110 0,641713 0,000001676
0,6414 0,000384376 0,64174 -0,000031338 0,641714 0,000000453
0,6415 0,000262111 0,64175 -0,000043565 0,641715 -0,000000769
0,6416 0,000139843 0,64176 -0,000055793 0,641716 -0,000001992
0,6417 0,000017572 0,64177 -0,000068020 0,641717 -0,000003215
0,6418 -0,000104703 0,64178 -0,000080248 0,641718 -0,000004437
0,6419 -0,000226981 0,64179 -0,000092475 0,641719 -0,000005660
0,642 -0,000349261 0,6418 -0,000104703 0,64172 -0,000006883

Завершаем построения таблиц, когда в столбце с Х получим числа с 6 цифрами после десятичной запятой (точки). Для определения корня в последнем заполненном столбце находим наименьшее по модулю значение. Соответствующее ему значение в столбце Х и будет корнем.

Таким образом, корень уравнения Х=0,641714

3. Решение текстовых задач с использованием формул

Решим задачу «Дана сторона квадрата. Вычислить его площадь и периметр».

Решение задачи.

а) Составим математическую модель задачи – перечислим формулы, используемые для ее решения: S = a; P = 4×a.

б) Подготовим таблицу решения:

  • в ячейку А1 введем название задачи, отцентрируем по группе ячеек А1:Е1
  • в ячейку А3 введем текст ввода, отцентрируем по группе ячеек А3:С3
  • в ячейку А4 введем текст площади, отцентрируем по группе ячеек А4:С4
  • в ячейку А5 введем текст периметра, отцентрируем по группе ячеек А5:С5
  • в ячейку D4 введем формулу площади =D3*D3
  • в ячейку D5 введем формулу периметра =4*D3
  • установим для группы ячеек D3:D5 числовой формат с двумя десятичными знаками;
  • отформатируем шрифт, выравнивание и обрамление ячеек.

в) Введем исходные данные и получим результаты.

В ячейку D3 введем значение стороны квадрата, в ячейках D4 и D5 получим соответственно значения площади и периметра. Результаты запишем в тетрадь.

Кроме ссылок на ячейки при решении текстовых задач могут быть использованы стандартные функции.

4. Исследование различных процессов с помощью электронных таблиц

Рассмотрим физический процесс: «Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью V0 с высоты H0». Исследуем изменение его местоположения и скорости в зависимости от времени.

а) Построим математическую модель задачи:

  • скорость тела изменяется по закону
  • высота тела изменяется по закону H = H0 + V0×tg×t2/2.

б) Исследование процесса состоит в построении компьютерной модели – таблиц и графиков зависимости скорости и высоты от времени. Выполним построение таблиц зависимости скорости и высоты для времени из отрезка [0, 2].

  • В ячейки Е3 и Е4 необходимо вводить начальные значения скорости и высоты – эти значения мы будем использовать в формулах как абсолютные ссылки.
  • В столбцы A и D с помощью автозаполнения вводим отрезок времени [0, 2] с шагом 0,1.
  • Столбец B заполняем формулой скорости:
    в ячейку B10 вводим формулу скорости =$E$3–9.81*A10
    копируем эту формулу в ячейки A11:A30 с помощью автозаполнения.
  • Столбец Е заполняем формулой высоты:
    в ячейку Е10 вводим формулу скорости =$E$4+$E$3*D10–9.81*D10*D10/2
    копируем эту формулу в ячейки E11:E30 с помощью автозаполнения.
  • по группе ячеек B10:B30 строим график «Изменение скорости тела», по группе ячеек Е10:Е30 строим график «Изменение высоты».
  • После построения, редактируем графики по образцу.

в) Проведем компьютерный эксперимент:

  • введем начальные значения скорости и высоты;
  • проведем анализ графиков зависимости
  • определим скорость и высоту в заданный момент времени
  • определим время движения тела до падения и т.д.

Компьютерная модель движения тела, брошенного вертикально вверх.

5. Задачи, содержащие условие

Для решения задач, в которых в зависимости от выполнения какого-либо условия нужно выполнить разные действия используется функция проверки условия – функция ЕСЛИ.

Общий вид функции ЕСЛИ:

ЕСЛИ (<условие>; <выражение1>; <выражение2>)

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так:

если условие истинно, то значение данной ячейки определяется значением <выражение1>, в противном случае – значением <выражение2>.

Условием функции ЕСЛИ является логическое выражение – выражение, записанное с помощью одного из знаков отношения: <, >, <=, >=, =, < >. Такие выражения еще называют простыми условиями, например: A2>=15; B2=$C$2.

Если в задаче требуется проверить несколько условий, то используется составное условие, полученное из нескольких простых с помощью логических операций: И, ИЛИ, НЕ, например: A2>=15 И B2=$C$2; M15>N15 ИЛИ $D$2< > $K$12.

Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Особенности записи логических выражений в Excel:

  • простое условие записывается в обычном виде;
  • при записи составного условия сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках через «;» перечисляются операнды – простые условия, входящие в составное.
    Примеры: И(A2>=15; B2=$C$2), ИЛИ(M15>N15; $D$2< > $K$12)

Задача №1

«Студенты сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «Зачет» и «Незачет». Зачет ставится, если из 10 вопросов студент верно ответил больше, чем на половину вопросов, в противном случае ставится незачет. Надо автоматизировать процесс выставления зачета».

Решение:

  • заполнить таблицу по образцу;
  • в ячейках столбца M вычислить общее количество баллов с помощью автосуммирования;
  • в ячейку N3 ввести формулу =ЕСЛИ(M3>=6;“Зачет”;“Незачет”)
  • скопировать эту формулу в ячейки N с помощью автозаполнения;
  • проанализировать полученный результат.

Задание. Дополните таблицу столбцом, в котором отражается получит ли студент стипендию по итогам зачета. Получают стипендию студенты, чей общий балл больше среднего общего балла по группе (используйте функцию СРЗНАЧ).

Задача №2.

«Даны коэффициенты a, b, c квадратного уравнения (a¹0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни или нет».
Решение:

В ячейку Е2 вводим формулу дискриминанта: =B3*B3-4*B2*B4

В ячейку G2 вводим формулу:

=ЕСЛИ(E2<0;"Действительных корней нет";"Уравнение имеет действительные корни")

Для получения результатов необходимо в ячейки B2, B3, B4 ввести исходные коэффициенты уравнения.

Задание. Дополните таблицу, чтобы при наличии корней уравнения они вычислялись.

Задача №3

«Даны коэффициенты k и b уравнения прямой y=kx+b и даны координаты (x,y) точки на плоскости. Определить, принадлежит ли она данной прямой или нет».

Решение

В ячейку В6 вводим формулу:

=ЕСЛИ($A$3*$D$3+$B$3=$E$3;"Точка принадлежит прямой";"Точка не принадлежит прямой")

Для получения результатов необходимо в ячейки A3 и B3 ввести исходные коэффициенты прямой, а в ячейки D3 и E3 ввести исходные координаты точки.

Задание. Изменить условие в ячейке B6 так, чтобы определялось, пересекает ли данная прямая какую-либо ось (OX или OY) в данной точке.

Задача №4

«Даны координаты вершин прямоугольника (х1,y1), (х1,y2), (х2,y1), (х2,y2), расположенного в первом квадранте, со сторонами, параллельными осям координат (0<x1<x2, 0<y1<y2), и даны координаты точки (х,y). Определить, лежит ли эта точка внутри прямоугольника (включая границы) или нет».

Решение:

Если точка с координатами (x,y) лежит внутри прямоугольника или на его границе, то должны выполняться следующие условия:

x ³ x1 и x £ x2; y ³ y1 и y £ y2.

В ячейку G4 вводим формулу:

=ЕСЛИ(И($A$7>=$A$3;$A$7<=$C$3;$B$7>=$B$3;$B$7<=$D$3);"Точка лежит внутри прямоугольника";"Точка не лежит внутри прямоугольника")

Получаем следующую таблицу:

Для получения результатов необходимо в ячейки A3, B3, C3, D3 ввести исходные координаты вершин треугольника, а в ячейки A7, B7 ввести исходные координаты точки.

Задание. Измените таблицу так, чтобы определялась принадлежность точки окружности (кругу) радиуса R c центром в точке (a, b).

Задача №5

Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, в другое время льгот нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.

Примечание: Для простоты считаем, что все переговоры идут либо по обычному, либо по льготному тарифу.

Решение:

Используем заранее подготовленную таблицу стоимости телефонных переговоров. Если звонок производится по льготному тарифу, то должно выполняться условие:

День недели = “Суббота” ИЛИ День недели = “Воскресенье” ИЛИ Праздник = “Да” ИЛИ Время начала переговоров >= 20 ИЛИ Время начала переговоров <= 8.

В ячейку G3 заносим формулу и копируем в ячейки G4:G8:

=ЕСЛИ(ИЛИ(C3=“Суббота”;С3=“Воскресенье”;D3=“Да”;E3>=20;E3<=8);D$1*F3;$B$1*F3)

Задание. Дополнить таблицу столбцами «Скидка» и «Оплата со скидкой». Скидка в размере 8% предоставляется, если длительность разговора в будний день составила 30 минут.