Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках

Разделы: Преподавание литературы


Цель урока образовательная: познакомить учащихся с художественными произведениями о блокаде Ленинграда, с мемуарной литературой.

Цель урока развивающая: развивать умение анализировать произведение, умение работать самостоятельно при подготовке заданного ответа на вопрос.

Цель урока воспитательная: воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

Оборудование урока: выставка книг о блокаде Ленинграда, репродукции с картин, презентация урока.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2.Слово ученикам. Мемуарная литература.

3. Слово учителя о хлебе.

4. Обсуждение новелл из книги О.Шестинского "Блокадные новеллы"

5. Слово учащихся о Дороге жизни.

6. Дневник Савичевой Тани. Исследования учащихся

7. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы проводим урок- исследование "Блокада Ленинграда в письмах, дневниках, документах и в художественной литературе". Скажите, какая проблема у нас возникла? Почему мы обратились к этой теме?

- Какую цель мы с вами сегодня поставим? (Узнать, как жили люди в блокадном Ленинграде).

К этому уроку мы готовились несколько месяцев. Поднимите руки, кто узнал новое о страшной странице Великой Отечественной войны. Давайте же сегодня поделимся знаниями о ленинградской блокаде.

22 июня 1941 года. Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. Начавшаяся война стала самой тяжелой и жестокой из всех, которые когда-либо пережила наша страна. Правители фашисткой Германии рассчитывали на быстрый захват города и связывали с ним далеко идущие не только военные, но и политические планы. Уже в июле 1941 года Гитлер подчеркивал, что с падением Ленинграда для "русских будет утрачен один из символов революции, являвшихся наиболее важным на протяжении последних лет", что с захватом Ленинграда "дух славянского народа будет серьезно подорван". Ожесточенное сопротивление наших войск замедляло темп фашистского наступления на Ленинград, Армии врага в первые дни войны продвигались на десятки километров в сутки. Этот темп упал до нескольких километров в сутки, а затем до нескольких сотен метров. Чем ближе фашисты продвигались к Ленинграду, тем более ожесточенное сопротивление встречали. С 9 по19сентября 1941 года гитлеровцы штурмом пытались ворваться в Ленинград, однако все атаки врага у стен города были отбиты,900 дней и ночей жил город, враг окружил Ленинград, встав у его стен.

Блок слайдов о достопримечательностях Ленинграда.

Это один из красивейших городов мира.

2. Поэт Александр Прокофьев в 1941 году создает цикл стихотворений "За Ленинград"

Одно из них называется "Не отдадим!" (читает заранее подготовленный ученик)

Не отдадим!

С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки -
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: "Нет!"

Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!...

Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего!

Не отдадим им молний наших росчерк,
Гнездовья туч, озер великий стан,
Не отдадим березовые рощи,
Которые увидел Левитан!

Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не предадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри!

Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
1941

Как было трудно ленинградцам выстоять! Давайте откроем страницы мемуарной литературы.

- Кто знает, что значит "Мемуарная литература"? ( Это письменные воспоминания о событиях личной и общественной жизни).Сообщения учащихся.

Страшная зима 1941 года. Голос из 1941 года (книга "Память". Письма о войне и блокаде. Лениздат. 1985 *стр. 130 Легенды и быль. В. Семенова

:Наступили дни, когда жить было подвигом. 125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин. Варили кожу, из столярного клея - студень, .. съели все запасы горчицы, соли, белые горошки лекарств гомеопатов. Люди с застывшими лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигали, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять. Как-то мы с сестрой поднимали одну женщину трижды. Потом посадили ее на ступеньку у парадной дома. Возвращаясь через некоторое время, увидели, что она уже мертвая. К голоду прибавились сильные морозы. Не было света, топлива, воды. Рубили на дрова мебель, паркет - все, что можно было сжечь в "буржуйках". Холодно и темно. Крохотный фитилек коптилки освещает комнату. Полумрак даже днем, потому что стекол в окнах нет - они вылетели от бомбежек, пришлось заткнуть их подушками.

За водой ходили на ближайшую речку. Лунка обмерзала, выстраивалась очередь. Какие же усилия требовались голодному, больному человеку, чтобы вытащить наполненное ведро на обледеневшую набережную? Настоящим горем считалось, когда ведро вырывалось из рук и катилось вниз. Воду берегли, перестали умываться.

Болезни и смерть шли по городу. Трупы долго оставались лежать: убирать их было некому.

  • Стр. 132 Пели шепотом З. Шевардина

Мозг был настолько насыщен думами о еде, что она даже снилась. Высшей мечтой было получить побольше простой пищи, поесть картошки в "мундире" прямо из котелка:

Тяжело было смотреть, как идет человек, вдруг зашатается , падает и умирает. Или прислоняется к стене и тоже падает. Кто мог, выносил мертвых во двор. Там их потом подбирали и увозили на ближайшее кладбище. В одном дворе я видела, как стояли люди перед мертвыми, склонив головы. Одна из женщин вдруг сказала: "Что же это мы так, ведь в последний путь отправляем. Давайте споем "Интернационал". И все запели. Тихо - тихо. Почти шепотом.

Жить в одиночку было страшно и трудно. Поэтому объединялись семьи в одной квартире: легче было отапливаться и помогать друг другу. Кругом горе, но люди не черствели, были отзывчивыми, как могли поддерживали "нормальную" жизнь. Воду экономили. Один раз в неделю мылись, потом в ней стирали, а уж после всего мыли пол.

  • Из дневника Нины Ивановой. Стр.116 в книге "Дети города-героя" , Лениздат, 1974

14 января 1942 года

:Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб: Я поела жареного хлеба, и две ночи у меня болел не то живот, не то еще что -то. Я теперь не жарю, а остальные жарят.

Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь:У меня такое старое лицо. Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль. Меня теперь зовут гражданкой , и никто мне не дает столько лет, сколько мне есть. Какую печать наложила блокада на наше здоровье!

Сейчас папа, мама, Лена на работе, жилец в соседней комнате не ходит домой, а ночует на заводе, потому что невозможно ходить пешком так далеко.

Летом старшина Степан Лебедев получил письмо из Ленинграда от 12-летнего сына: " Папа, ты, наверно, знаешь, что зима у нас была очень тяжелой. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу, и я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, я работаю, помогаю в ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, отомсти за мамочку.."

"Венок славы" том 3, стр.463 И.Эренбург. Гордость России

3. Слово учителя. Немцы накинули на шею Ленинграда петлю, это петля холода и голода.

Ольга Берггольц. Дневные звезды.,кн. Проза второй половины ХХ века.М., "Слово", 2000г.

Путь к отцу

Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руки приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице, отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб - не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и - перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала:
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Легкий, легкий, озаренный путь:
Тот , кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, - на жизнь имеет право:

  • Глава "Ступеньки во льду" стр.480

Глава "Секрет земли" стр.485. Около завода "Вена" - пивоваренный , помнишь? - у нас теперь раскопки вовсю идут, барду раскапываем (отходы пивоварения, шли на корм скоту) раскапывают, разогревают, лепешки пекут. Стоматит чудовищный от этого "деликатеса":Лепешка мне показалась очень вкусной.

- На Кузнечном :землю продают. Когда склады горели, оказывается, масса расплавленного сахара в землю ушло. Первый метр -сто рублей стакан, второй- пятьдесят. Разводят водой, процеживают и пьют:

Ольга Берггольц вела передачи на ленинградском радио. " С чувством спокойной твердости пошла обратно в город. Я была также слаба, но я знала, что должна идти, жить и работать.

Я обдумывала свои передачи, и я знала, о чем они будут: о сегодняшнем дне Ленинграда, о себе, как одной из ленинградок, о том, что было главного с нами за эти месяцы войны, о том, что мы, голодные, теряющие самых близких людей, сами умирающие, мы любим жизнь и поэтому обязательно победим."

Если с холодом еще можно было бороться, собирая на улицах, что может гореть: палочки, щепки, бумагу, отправляя в печки-буржуйки мебель, книги, объединяясь в одну комнату по несколько семей, то с чувством постоянного голода бороться было невозможно.

В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба

Это суточная блокадная норма на одного человека. В хлебе этом мало муки. Много примесей:

  • Ржаная мука - 73%;
  • Целлюлоза - 10%;
  • Кукурузная мука - 3%;
  • Хлопковый жмых -10%;
  • Мучная сметка и вытряска из мешков - 2%;
  • Обойная пыль - 2%.

Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года.

  • Рабочие и ИТР - 250 г.
  • Служащие - 125 г.
  • Иждивенцы - 125 г.
  • Дети - 125 г.

Чем отличалась детская карточка от иждивенческой? Детская карточка выдавалась детям до 12 лет.С 13-и лет- иждивенческая. На нее не выдавали не выдавали пряников и конфет

Свидетельства тех дней потрясают: с начала сентября 1941 по декабрь 1941 года военный совет 5 раз сокращал нормы выдачи хлеба. Хлеб был желанен, как ничто и никогда прежде.

Представьте хлебную карточку- бумажный листок, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни. Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Город жестоко голодал. Об этом рассказал в книге "Блокадные новеллы" писатель Олег Шестинский , который пережил ленинградскую блокаду, будучи мальчишкой. Книга О. Шестинский" Опасная сторона", Ленинград, "Детская литература",1972г.

4.  Подробный пересказ новеллы "Хлеб", "Приключения коржика", "Котька и Колька",

Анализ рассказа "Учитель математики".

- Как изменился облик учителя? Пронаблюдайте по тексту.

- Почему учитель предложил мальчику заниматься с ним математикой?

(Все мысли были только о хлебе, поэтому нужно было отвлечь мальчика от мыслей о еде)

- Почему герои всех этих новелл выжили? (У них были семьи, они трогательно заботились друг о друге)

"Ну теперь-то мы будем жить!". Прибавили паек. А все благодаря легендарной дороге жизни.

Рассмотреть рисунок блокадного кольца.

Дать задание нарисовать блокадное кольцо .стр. 4 книга Н. Ходза "Дорога жизни" Л, "Детская литература" , 1984

5. Слово о Дороге жизни. Сообщения детей по рекомендованной книге Н.Ходза "Дорога жизни", Ленинград, "Детская литература", 1984

Гибли на Ладоге отважные воины, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба.

В булочных появились объявления:

Норма выдачи хлеба с 24-го января 1942 года

Рабочие Служащие Иждивенцы Дети
400 гр. 300 гр. 250 гр. 250 гр.

Норма выдачи хлеба с 11-го февраля 1942 года

Рабочие Служащие Иждивенцы Дети
500 гр. 400 гр. 300 гр. 300 гр.

Жизнь в городе не замирала: работали школы, библиотеки, в январе 1942 года Исполком Ленгорсовета решил устроить для учащихся младших классов новогодние елки. Как они проходили, мы узнали из доклада учителя М.И.Морозова.

Вот какая была программа праздника:

1. Художественная часть;

2. Встреча с бойцами и командирами Красной Армии и Военно-Морского Флота;

3.Танцы и игры у елки;

4. Обед.

Но танцы и игры не состоялись. Все дети были истощены до такой степени, что едва стояли на ногах. Они вели себя как маленькие старички - не смеялись, не шалили - ждали обеда. Обед состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы и киселя.

Сидели молча, ели медленно, стараясь не уронить ни крошки.

См. в книге "Дети города - героя" стр.102

История блокады Ленинграда - это страшное обвинение фашизму. Потрясают письма и страницы дневников, которые вели ленинградцы в те страшные дни

Ст. С.Смирнов Таня Савичева. Стр.304 Венок славы т.3

Музыка. Соната №14 "Лунная"

Вывод

Это было, было с нами 68 лет назад .Голод. Гибель людей, смерть:

Поэт Роберт Рождественский в поэме "Реквием"

- Что такое "реквием"? (Словарь)

Обращается ко всем нам

:помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Песню свою,
Отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена
Бессмертной земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли, -
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
Войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью
Наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Заклинаю, -
Помните!

Использованная литература.

1. Дети города-героя. Лениздат, 1974

2. Память. Письма о войне и блокаде.Лениздат, 1985

3. Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков.Лениздат, 1985

4. Н.Ходза. Дорога жизни. Ленинград."Детская литература", 1984

5. О.Шестинский. Опасная сторона. Л., "Детская литература", 1972

6. О.Берггольц. Дневные звезды. Проза второй половины ХХ века. М., "Слово", 2000

7. Венок славы. Том 3. Подвиг Ленинграда. М., "Современник", 1988

8. Р.Рождественский. Реквием