Методическая разработка "Всему начало здесь, в краю родном"

Разделы: Внеклассная работа


Декоративно-прикладное творчество Кубани является частью народного искусства России. Любовь к родному краю, знание его истории становятся той благодатной почвой, на которой происходит рост духовной культуры ребёнка. Занятия в студиях декоративно-прикладного творчества позволяют познакомить детей с традиционными народными промыслами, показать процесс создания изделий, воспитывают уважение и гордость за свой народ.

Организация учебного процесса в студии "Волшебный клубок" позволяет сблизить процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно поэтому занятия в студии строятся на принципах тесного сотворчества педагога, воспитанников и родителей.

В основу данной разработки заложено духовно-нравственное и художественно-эстетичес-кое воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с кубанской игрушкой и овладением технологическими приёмами её изготовления.

Одной из задач учебного процесса является развитие исследовательского потенциала педагога и воспитанников. Представленная методическая разработка предполагает инновационные формы организации занятий. В связи с этим необходимым является проведение экскурсий в краевой музей, мастерские народно-прикладного искусства, где происходит знакомство с историей Кубани и её традициями. Частыми гостями на занятиях бывают родители, дедушки, бабушки, которым есть что рассказать, чему научить студийцев. Их истинная любовь к истокам народного творчества благотворно влияет на развитие творчества юных мастеров. На занятия приносятся предметы, оставшиеся от прадедушек и прабабушек как крупицы истории быта Кубани, рассказываются истории происхождения этих вещей. А что может быть интереснее жизненного уклада, обычаев наших предков! Нередко на занятиях звучат народные потешки, прибаутки, образные описания, раздольные кубанские песни. Разнообразные формы занятий, использование наглядного материала, создание атмосферы исторического прошлого пробуждают у детей желание применить полученные знания в создании различных сувениров, в том числе народных кубанских игрушек. Традиционно-народная игрушка на Кубани изготавливалась из того, что было под рукой: глины, кусочков ткани, кожи, меха, кукурузных листьев, початков (поношей), шерстяной пряжи.

В результате анализа литературы по технологии изготовления кубанских игрушек оказалось, что материала по данной теме очень мало, поэтому возникла необходимость в собственной разработке народной игрушки-сувенира как символа Кубани – куклы-казака и куклы-казачки.

В нашей разработке подробно и последовательно даётся описание методов и приёмов работы, технология изготовления куклы-казака и куклы-казачки. Его текстовая часть содержит, кроме конкретных технологических рекомендаций, сведения о казацком быте и костюме. Наряду с практической работой детям художественно раскрывается образ казачки и образ казака.

Все образцы изделий кубанских кукол, представленные на фотографиях – авторские. Из отдельных экспонатов кубанской народной куклы детям предлагается сделать различные композиции: "Кубанская семья", "Хоровод" и т.д.

Полюбив и изучив кубанскую народную игрушку, ребёнок лучше поймёт и оценит творчество других народов, увидит то, что отличает их друг от друга. Программа студии "Волшебный клубок" даёт возможность воспитанникам изучить культуру, традиции, быт других народов и, как результат, изготовить народную игрушку.

Хочется надеяться, что предложенный материал может пригодиться другим педагогам и поможет им  достичь определённых результатов в обучении воспитанников (появляется устойчивый интерес к занятиям народным и декоративно-прикладным искусством, истории русской, кубанской народной игрушке, вырабатывается художественно-эстетический вкус, фантазия и творческое мышление).

Актуальность данной разработки в том, что она позволяет в данной системе занятий объединить три основных задачи обучения: техническую, художественную и духовную.

1. Кукла-казачка


Рисунок 1

Для изготовления куклы-казачки отводится 6 часов.

1.1. Образ казачки

В начале занятия педагог раскрывает образ казачки, какие черты были присущи кубанской женщине (трудолюбие, доброта, скромность, преданность).

Дети узнают о героизме  женщин-казачек. На примере отважной казачки Елены Чоба раскрывается образ русской женщины. Всё было в нелёгкой судьбе Елены Чоба: и потери товарищей, и награды, и ранения. Подвиг её – это, прежде всего, подвиг любви и верности.

1.2. Костюм казачки

Основой женского костюма являлись сорочка и юбка различных покроев. Ткани и отделка женской одежды были весьма разнообразны. Стеганые "кохты" из ситца или сатина казачки называли в зависимости от длины: "гусаркой", "куциной" или "полькой".

Волосы женщины заплетали в косы и укладывали их на затылке в пучок. Пучок тщательно закрывался шлычкой: маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Летом девушки ходили с непокрытой головой, вплетая в косу разнообразные ленты. На ноги казачки обували чувяки, черевички, сафьяновые сапожки, в зависимости от достатка.

1.3. Необходимые материалы и инструменты

Для выполнения куклы-казачки требуются следующие инструменты и материалы:

  1. Пряжа шерстяная и х/б красного, белого, коричневого цветов.
  2. Пластиковая бутылка.
  3. Синтепон.
  4. Проволока толщиной 0,7 мм.
  5. Игла, ножницы, спицы, крючок.
  6. Тесьма, бусы, ленты.

1.4. Технологический процесс (практическая работа)

Для изготовления юбки отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и обматываем её шерстяной пряжей красного цвета, затем отделываем юбку тесьмой. Для изготовления туловища, проволоку длиной 10 см обматываем белой пряжей и обшиваем синтепоном (Рисунок 1Б).

Для изготовления головы – берём синтепон круглой формы. В середину кладем кусочек такого же синтепона и зашиваем ниткой. Из шерстяной коричневой пряжи укладываем волосы и заплетаем в косу. Голову пришиваем к туловищу и вставляем в юбку.

Затем из цветной пряжи или остатков ткани выполняем кофту. Украшаем одежду куклы тесьмой, лентой, бусами (Рисунок 1В).

2. Кукла-казак


Рисунок 2

На изготовление куклы отводится 6 часов.

2.1. Образ казака

Образ в народной игрушке передаётся условно и обобщённо, но при этом он невероятно выразителен. Наряду с изготовлением куклы-казачки детям интересно своими руками изготовить и куклу-казака.

Изготавливая народную игрушку казака, учащиеся с интересом узнают, как жили казаки на Кубани. Они всегда хранили казачьи традиции и главными святынями для них всегда были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле. Побывав в музее казачьей славы, учащиеся имеют более полное представление о героизме казаков на полях сражений. Выдающиеся боевые качества объяснялись и высоким моральным духом, настроем на победу, уверенностью в собственных словах. Образ казака раскрывает педагог в рассказах о славном прошлом предков.

2.2. Костюм казака

Казаки были одеты в тёмно-синие или чёрные черкески с 16 патронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой шапкой с красным верхом. Форменная одежда, конь, оружие были составными частями казачьей "справы", т.е. воинского снаряжения. Казака "справляли" задолго до того, как он шёл служить. Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить её и в обычные дни.

Старые казаки выступали хранителями обычаев. Благодаря устной традиции передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну, кубанцы сохраняли свою культуру.

2.3. Необходимые материалы и инструменты

1. Пряжа шерстяная или х/б черного, жёлтого цвета.

2. Синтепон.

3. Проволока диаметром 0,7 мм, длиной 0,5 м.

4. Игла, ножницы, спицы, крючок.

5. Кожа чёрного цвета /20х20 мм/.

6. Кусочки ткани, меха.

7. Тесьма.

2.4. Технологический процесс.

Для изготовления туловища казака, проволоку длиной 12 см обшиваем синтепоном. Из проволоки к туловищу приделываем ноги, на которые одеваем сшитые из кожи сапоги.

Голову казака изготавливаем из синтепона и шьём из меха шапку с красным верхом.

Черкеску казаку вяжем из чёрной пряжи или изготавливаем из ткани и украшаем патронниками. Придаём лицу казака характерный вид с помощью усов, сделанных из пряжи

Сделав отдельные экземпляры народной игрушки, можно составить различные композиции


Рисунок 3


Рисунок 4

Литература

1.  Андреева И.А. Энциклопедия рукоделия. 1992.

2.  Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей.- М.: ЦРСДОД, 2000.

3.  Горичева Г.М. Куклы,- Ярославль: Академия, 1999.

4.  Дайн Г.Л. Русская игрушка,- М., 1987.

5.  Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие под редакцией Т.Я. Шпикаловой,- М., 2001.

6.  Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей.- "Учитель", 2007.

7.  Куценко И.Я. "Кубанское казачество". Краснодарское книжное издательство, – 1993 г.

8.  Крыжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пос. для род. и пед.- Ярославль: "Акад. разв.", 1997.

9.  Круглова М.Ф. Подарки своими руками. М.: "Луч", 2003.

10. Куприянов В.В. Формы воспитательной работы с детским объединением,- Кострома, КГУ, 2000.

11. Лескова А.В. Мода и стиль в одежде. Казань: "Крот", 1999.

12. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Патриотическое воспитание детей. (Игры и программы).- ГОУ ЦРСДОД, 2003.

13. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров,- М., 1983.

14. Ратуш В.Н. "Родная Кубань. Страницы истории", – Краснодар, – 2003 г.

15. Решетняк К.В. Мир вокруг нас. Минск: "Радуга", 2000.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Нар. образ., 1998.

17. Трехбатов Б.А. "История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века", – "Перспективы образования", – Краснодар, – 2000 г.

18. Фокина Л.В. "Орнамент". Учебное пособие, – "Феникс", – Ростов-на-Дону, – 2000 г.

19. Шулепова Г.Г. "Золотая слава Кубани", – "Периодика Кубани", – 2003 г.