Использование ЦОР при проведении элективного курса "Создание семейного кафе"

Разделы: Технология


Сложные вопросы экономики не пугают современных школьников, а предпринимательство заманчиво для многих подростков. Но что такое предпринимательство? С чего оно начинается? Кто такой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Как организовать своё собственное дело? Какими знаниями, навыками, умениями должен обладать современный предприниматель? Ответы на эти вопросы учащиеся могут получить, посещая элективный курс "Создание семейного кафе" (см. Приложение №1)

Высокий рейтинг данного элективного курса объясняется не только интересом школьников к вопросам экономики и предпринимательства, но и, на наш взгляд, применением на занятиях проектной деятельности (создание собственного предприятия как проект) и компьютерных технологий.

Избыток информации - одна из самых глубоких проблем, стоявших перед обществом. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать? Персональные и карманные компьютеры, сетевые ресурсы, мобильные телефонные системы расширяют наши познавательные и коммуникационные возможности. Достаточно ли тех знаний и умений владения компьютером, которыми обладает обычно девятиклассник, и соответствуют ли они требованиям, которые выдвигают современное производство? Учащийся должен не только понимать, как функционирует компьютер, но и научиться использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач по организации предпринимательской деятельности. Современный предприниматель должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технологии.

Посещая элективный курс, учащиеся овладевают навыками поиска необходимых данных, учатся обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Для оценки информационной и коммуникационной компетентности на начальном этапе ученик должен уметь работать с информацией, представленной в электронном виде.

Невозможно представить себе современного предпринимателя, который не владеет компьютером, не пользуется Интернетом. Говоря современным языком, бизнесмен должен обладать ИКТ-компетентностью.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками цифровых технологий для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, в том числе предпринимательской. В данную компетентность включены следующие знания:

  • понимание принципов работы основных компьютерных приложений (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Paint);
  • осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на использовании сети Интернет (поиск необходимой информации во Всемирной паутине) и электронных способов передачи информации, таких как электронная почта;
  • понимание потенциала информационных технологий для возможности трудоустройства, поддержки инновационной деятельности человека;
  • базовое понимание надежности и достоверности получаемой информации.

В данную компетентность включены следующие умения:

  • способность искать, собирать, создавать электронную информацию, систематизировать полученные данные и понятия;
  • способность использовать подходящие средства (презентации, графики, диаграммы, таблицы, отчёты, сводки);
  • способность искать и находить требуемые web-сайты и использовать Интернет-сервисы;
  • способность использовать информационные технологии для критического осмысления происходящего, инновационной деятельности.

Предприниматель в современном понимании - это "компетентный человек", способный взять на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Участие в цифровом мире быстро становится обязательным условием успешности предпринимателя. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно жить и работать в условиях информационного общества. Использование компьютера в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся - будущих предпринимателей в сфере ИКТ-технологий.

Таким образом, основные цели курса: формирование у учащихся первоначальных знаний по основам предпринимательства, выработка умений применить имеющиеся знания при организации своего дела и развитие компьютерных компетенций у будущего предпринимателя. Курс "Создание семейного кафе" в числе межпредметно ориентированных призван решать следующие задачи:

  • овладеть начальными знаниями экономики и предпринимательской деятельности;
  • научиться применять имеющиеся знания по экономическим вопросам при организации собственного дела, используя достижения компьютерных технологий
  • повысить ИКТ-грамотность.

Ненавязчивое преподнесение теоретических знаний в области предпринимательства и их необходимость в последующей практической работе по созданию бизнес - плана проектируемого предприятия позволяют мотивировать школьников к дальнейшему получению образования и осознанному выбору не только профиля обучения, но и основного направления собственной трудовой деятельности.

Широкое использование схем, таблиц, жизненных примеров (см. слайды № 4-8 Приложения №2), интересной, актуальной, емкой информации из новостей экономики делают сложнейший материал доступным и наглядным. А практические задания помогают им осуществить "пробу сил" - почувствовать себя в роли предпринимателя, создающего свою фирму.

Быть владельцем своей фирмы - это значит не только стать "начальником". Нужно еще и представлять себе, сколько черновой работы при этом ожидается, особенно бумажной: юридические документы, собственные планы и контроль за их исполнением. При этом необходимо овладеть самыми разными навыками:

  • продавца - уметь убеждать потребителей приобретать товары или услуги;
  • снабженца - уметь работать с поставщиками;
  • бухгалтера, юриста - т.к. предприниматель, особенно на стадии
  • становления, не всегда может себе позволить иметь в штате всех необходимых специалистов;
  • оператора ПК - уметь искать, собирать, создавать, организовывать электронную информацию.

И, конечно же, на начальном этапе предприниматель должен уметь самостоятельно составлять бизнес-план своей будущей фирмы.

Учащимся предлагаются составленные учителем бланки всех этапов бизнес-плана (см. слайд №9 Приложения №2) по типу рабочей тетради Беспаловой Г.М. "Шаги социального проектирования". Таким образом, в итоге получается образец бизнес-плана первой своей фирмы - кафе.

Почему именно кафе? Рассматривая диаграмму структуры малого бизнеса (см. слайд № 8 Приложения №2), учащиеся делают вывод, что в сфере услуг еще есть свободная ниша, которую можно занять будущему предпринимателю. Организация питания - хоть и сложный процесс, но девятиклассникам более понятен и доступен. Именно поэтому на занятиях элективного курса учащиеся пробуют организовать свое дело на примере создания кафе.

Проектируя небольшое семейное кафе, учащиеся знакомятся с разнообразными сторонами деятельности фирмы: от выбора цели и найма работников до источников финансирования и определения места фирмы в экономике. Шаг за шагом они познают азы предпринимательства: где найти деньги для начала деятельности, как входить на рынок, как узнать, что хочет покупатель и как воздействовать на спрос, есть ли какие-либо ограничения в деятельности фирмы, в чем заключается ответственность бизнеса перед обществом. Эти вопросы рассматриваются также и при выполнении проекта по созданию бизнес-плана.

Создание своей фирмы - это проект, над которым мы работаем с учениками из урока в урок. При этом нашу деятельность можно разделить на этапы:

  1. Выработка идеи и ее первоначальная оценка.
  2. Планирование предпринимательской деятельности.
  3. Разработка бизнес - плана.
  4. Пробный выход на рынок.
  5. Рефлексия.

На первых этапах необходимо знакомить школьников со способами и средствами выработки идей и их первоначальной оценки, изучения рынка, способов планирования собственной деятельности, поиска необходимой информации, используя компьютерные технологии. На такие занятия по возможности приглашаются родители - известные предприниматели, которые на собственных примерах объясняют, что такое предпринимательская идея, помогают первоначально ее оценить и распланировать свою деятельность. Хорошим помощником в таком разговоре служат схемы, таблицы и тесты, составленные учителем в компьютерном варианте и используемые на уроке.

На следующем этапе проекта учащиеся составляют простейший бизнес-план, используя возможности компьютерных технологий, и планируют пробный выход на рынок сферы услуг. На завершающем этапе проводится анализ и групповое обсуждение выполненных и представленных к презентации проектов по созданию своей фирмы.

На различных этапах проектной деятельности учитель выступает с разных позиций: обучения, поддержки, экспертизы, внешнего координатора, организатора. Центральным принципом проектной деятельности на элективном курсе является совместная работа учителя и учащегося.

Продуктом совместного творчества учителя и учащегося является ученический проект "Создание кафе" (см. слайд № 10 Приложения №2). На заключительном занятии проводится защита творческих проектов. Но так как современный предприниматель не мыслит своей деятельности без владения компьютером, то защита проектов проводится в виде электронных презентаций. Все представленные презентации выполнены в программе Power Point. Обязательным условием получения высшей оценки по элективному курсу (3 балла) является не только выполнение проекта по составлению бизнес- плана, но и правильная презентация своей работы. Из общего числа учащихся, посетивших элективный курс в 2007-2008 учебном году, 70 % по окончании курса получили оценку в 2-3 балла (см. слайд № 13 Приложения №2), т.е. справились с задачей на творческом уровне. Как показывает практика, публичная презентация учащимися результатов выполнения проектной работы позволяет им глубже осознать полученный в ходе работы опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного выступления. Это очень необходимо для будущего предпринимателя.

В данной работе представлены 2 характерные презентации (см Приложение№3)проектной деятельности по созданию своей фирмы - кафе, которые были разработаны учениками в ходе изучения элективного курса "Создание семейного кафе" (см. Приложение №4). На заключительное занятие были приглашены независимые эксперты: завуч по научно- исследовательской работе, родители - предприниматели, коллеги. Это значительно повысило ответственность школьников за свои работы, поскольку их труд оценивался серьезными людьми.

Во время презентации учащиеся показали понимание поставленной задачи, грамотное использование компьютера, навыки работы с офисными программами и умение представлять свою работу. В конце занятия совместно с учениками были обсуждены итоги работы, определены в какой степени были достигнуты основные цели проектирования, отмечены положительные результаты, проанализированы недостатки, обсуждено отношение учащихся к выполненным проектам и сделаны пожелания по улучшению данной работы. Все представленные проекты в общем были выполнены правильно с точки зрения экономической составляющей и компьютерной грамотности. К недостаткам можно отнести однотипность оформления презентаций, о чем было сказано при оценивании работ.

Все учащиеся успешно защитили проекты и тем самым пополнили свое портфолио. Презентация проектных работ показала актуальность и привлекательность таких занятий. Кроме того, данный вид деятельности способствовал формированию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.

Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процессе решения практических задач, приобретает для школьника иной личностный смысл. В этом случае можно говорить о неизбежном повышении компьютерной грамотности, и, таким образом, современные технологии и технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.