Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением изученного.
Цели урока:
- Познавательная: формирование познавательной самостоятельности учащихся, формирование навыка чтения вслух, по ролям и про себя.
- Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, развитие самостоятельности, концентрации внимания, памяти и логического мышления.
- Воспитательная: воспитывать необходимость чтить память о людях и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация по данной теме из 10 слайдов (приложение), карточки с опорными словами (следопыт, исследователь, искатель, историк, строитель) для слабых учащихся, фонограмма песни «Журавли» (муз. Я.Френкель, сл. Р.Гамзатов).
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит фонограмма песни «Журавли».
– Как вы думаете, к какой исторической теме мы сегодня прикоснёмся? (К теме Великой Отечественной войны).
– Ребята, на Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время В. О. войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.
II. Мотивация и целеполагание.
– Для того, чтобы узнать фамилию автора нового произведения, мы разгадаем исторический кроссворд. (Открыть слайд №2 презентации, приложение).
Вопросы к кроссворду:
- Отечество, отчизна. (Родина).
- Столица нашей Родины. (Москва).
- Человек, совершивший подвиг. (Герой).
- Название нашей страны. (Россия).
- Окружение, изоляция. (Блокада).
- Человек, преданный своему Отечеству. (Патриот).
- Вооружённая борьба между государствами или внутри государства. (Война).
Кроссворд.
Для проверки правильности ответов открыть слайд № 3 (приложение).
– Прочитайте фамилию писателя, получившуюся по горизонтали.
Открыть слайд № 4 (приложение).
– Прочитайте тему урока.
– Откройте тетради, подпишите тему.
– В связи с тем, что мы изучаем нового автора и новое произведение, попробуйте поставить выходящие из темы цели урока. (Открыть слайд № 5, приложение).
Цели.
- Узнать некоторые сведения…
- П
- П
- П
- С помощью игры … создать образ мальчика.
Ответы детей.
- Узнать некоторые сведения из биографии Ю.М.Нагибина.
- Провести словарную работу.
- Прочитать произведение «Заброшенная дорога».
- Проанализировать текст.
- С помощью игры «Синквейн» создать образ мальчика.
III. Усвоение новых знаний.
1. Работа с цитатой. (Открыть слайд № 6, приложение).
– К теме сегодняшнего урока я выбрала следующею цитату, принадлежащую писателю –фронтовику Павлу Васильеву.Прочитайте ее.
«Давно закончилась война… Сравнялись с землей окопы, заросли временные фронтовые дороги… Земля потихоньку забывает о войне. А мы продолжаем помнить… людей, которые жили и умирали, борясь за свободу».
– Соотнесите название произведения с цитатой. Что в них общего? (Говорится о заброшенных фронтовых дорогах).
2. Рассказ учителя о Ю.М.Нагибине. (Открыть слайд № 7, приложение, где записаны даты, опорные слова и выражения. При рассказе выступающий обращает внимание детей на опоры).
Юрий Маркович Нагибин родился в 1920 году и умер в 1994 году в Москве.
– Сосчитайте сколько лет он прожил? (74 года).
Юрий Маркович учился в институте кинематографии. Прошел Великую Отечественную войну. В одном из тяжелейших боёв получил контузию (ушиб или травма без повреждения наружных покровов). После лечения в госпитале стал военным корреспондентом газеты «Труд». Написал много рассказов о военном времени, о том, что пережили люди в годы Великой Отечественной войны. Рассвет творчества Нагибина пришелся на послевоенное время. Появилось большое количество рассказов, повестей, сценариев о людях мирного труда. По многим его произведениям сняты фильмы.
3. Первичная проверка восприятия информации об авторе.
а) Фронтальный опрос.
Вопросы учителя:
- Назовите фамилию, имя, отчество автора.
- Где учился Юрий Маркович?
- Какие трудности были в его жизни?
- Кем стал Нагибин после лечения в госпитале?
- О чем писал в своих произведениях?
- Что говорит о популярности произведений Нагибина?
б) По опорным словам дети строят рассказ о биографии Ю.М.Нагибина и работают в парах, рассказывая друг другу.
в) Пересказ биографии Ю.М.Нагибина сильным учеником.
4. Работа с трудными словами. (Открыть слайд № 8, приложение, где трудные слова написаны в зашифрованном виде).
Прочитайте слова и объясните их смысл.
16льш1н10к (ольшаник) – заросли ольхи.
– Какие еще леса по названиям деревьев вы знаете? (Березняк, дубняк, сосняк, ельник).
Тивиткнюънок (конъюнктивит) – заболевание глаз.
(?т-д)ще(?т-д)ушный (тщедушный) – хилый, слабый.
Тдщдедтдндо (тщетно) – безрезультатно, бесполезно, напрасно, зря.
Жизнь ,,, + молодость –до (жимолость) – кустарник с душистыми цветами.
IV. Организация восприятия.
1. Проблемный вопрос перед чтением.
– Что общего между содержанием произведения и цитатой?
2. Чтение текста детьми вслух по цепочке, по ролям, про себя.
V. Организация осмысления.
1. Беседа с выборочным чтением текста.
- Какой вопрос был задан перед чтением текста? Ответьте на него.
- Какова тема произведения? (В произведении говорится о мальчике, который нашел заброшенную дорогу и решил её расчистить).
- От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора).
- Кто главные герои произведения? (Мальчик и автор).
- Где происходят события? (В лесу).
- Как вы думаете, в какое историческое время происходили события? (После Великой Отечественной войны).
- Докажите. (Фронтовая дорога заросла, в семье мальчика кто-то не вернулся с войны).
- С какой целью автор пришел в лес? (За грибами).
- Что произошло в лесу? (Встреча с мальчиком).
- Найдите и зачитайте описание мальчика.
- Что делал в лесу мальчик? (Расчищал булыжное шоссе).
- Назовите синонимы слова «шоссе». (Дорога, путь).
- Как вы думаете, откуда в лесу булыжное шоссе? (Осталось со времен Великой Отечественной войны).
- Что могли перевозить по этой дороге? (Оружие, боеприпасы, продовольствие, людей).
- Привлекла ли вначале работа по расчистке шоссе автора?
- Найдите и зачитайте причину.
- Сразу ли автор понял, зачем мальчик расчищает дорогу?
- Найдите в тексте и зачитайте, как мальчик объясняет необходимость своей работы. (4 причины).
- Какое из его объяснений убедило автора? (Последнее: «Без дорог никто никогда не будет вместе»).
- Что же двигало мальчиком? Выскажите своё предположение. (Вероятно, в этих местах воевал кто-то из его близких, он хотел узнать о них и о событиях, которые происходили здесь в годы войны).
- Каким словом называет мальчика автор? (Строитель).
- А как ещё можно назвать мальчика? (Следопыт, искатель, исследователь, историк).
- Как называет автор встречу с мальчиком? (Главное чудо дня).
- Объясните почему? (Мальчик напомнил автору и читателям, что нельзя забывать тех, кто погиб и своей жизнью заплатил за свободу живущих).
- Пользуясь словами цитаты, сделайте вывод, чему учит произведение.
2. Релаксация.
- Закройте глаза, положите голову на руки и послушайте следующие строки. «И тут мне пришло на ум, что хорошо бы сшить Гале новое платье. Мама материю купила, а сшить никак не соберется. Голова у меня пошла кругом. “Буду считать вслух,- решил я,- пока все эти идеи у меня сами не выскочат из головы”».
- А теперь откройте глаза и напишите глазами имя героя. (Юрка).
- Скажите, из какого он произведения и кто автор этого произведения? (В.К.Железников «Разноцветная история»).
- Вспомните, как мы назвали Юрку? (Фантазёр).
- Можно ли назвать фантазёром сегодняшнего героя? (Нет).
- Почему? (Он чётко знает, чего хочет, и делает всё, чтобы воплотить свою мечту в жизнь).
VI. Обобщение и систематизация. Игра «Синквейн». (Открыть слайд № 9, приложение).
– Прочитайте задания, запишите ответы в тетрадь.
Задания:
- Найдите в тексте два существительных, которые можно отнести к главному герою.
- Найдите в тексте два прилагательных, характеризующих мальчика.
- Найдите в тексте два глагола, отражающих действия мальчика.
- Закончи высказывание: «Я думаю, что мальчика можно назвать (кем?), потому что…»
VII. Контроль.
Дети зачитывают свои письменные работы.
VIII. Рефлексия.
– Вспомните цели урока, поставленные нами в начале занятия, и проанализируйте их.
IX. Домашнее задание. (Открыть слайд № 10, приложение).
– Выберите для себя один из вариантов домашнего задания:
- традиционное задание: составь простой план и перескажи текст по этому плану.
- творческий пересказ: придумай, как могли разворачиваться события дальше, что ещё могло произойти с главным героем.