Урок литературы "Когда закрывается занавес…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Разделы: Литература


Цели: обобщить изученное; в процессе обсуждения выявить основную идею произведения; развивать умение выделять основные качества персонажей; готовить к написанию творческой работы (сочинения); прививать навыки публичного выступления, воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

Предварительная подготовка к уроку

  • Три ученика готовят 2 фрагмента из пьесы «Развязка “Ревизора”» Н.В. Гоголя. Необходимо продумать костюмы: они должны ассоциироваться с 30-ми годами XIX века.
  • Несколько учащихся получают индивидуальные задания. Им предлагается, используя опорные карточки (см. Приложение), рассказать о том, как будут вести себя основные герои комедии во время встречи с истинным ревизором.
  • 2 ученика должны подготовить рассказ об истинном ревизоре с опорой на предложенный план (см. Приложение).
  • К этому уроку все должны были подготовить ответ на вопрос «В городе появился настоящий ревизор. Какие варианты развития событий можно предположить?»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Инсценировка-пролог:

Первый собеседник (актёр): Да как же в самом деле вы не заметили, что «Ревизор» без конца?

Второй собеседник (человек высшего света): Как без конца?

Третий собеседник (человек околотеатральный): Да какой же ещё конец? Пять действий; в шести комедия и не бывает…

Второй собеседник: Позвольте, однако ж, заметить Вам, Михайло Семёныч, что ж за пьеса, которая без конца? Я спрашиваю Вас. Неужели и это в законе искусства? Ведь это, по-моему, значит принести, поставить перед всеми запертую шкатулку и спрашивать, что в ней лежит?

Первый собеседник: Ну, да если она поставлена перед вами с тем именно, чтобы потрудились сами отпереть?

III. Слово учителя:

- Судьба комедии, критика на неё так волновала Гоголя, что он то и дело возвращался к своему произведению, редактировал его, а своим противникам отвечал новыми произведениями: сначала «Театральный разъезд», затем «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», и, наконец, небольшая пьеса «Развязка “Ревизора”», отрывок из которой вы только что увидели. Вопрос, поставленный в этом отрывке, - один из тех вопросов, на которые нам предстоит ответить в процессе урока.

- Можем ли мы сказать, что действие комедии закончилось, как только её герои замерли в немой сцене? (Нет, так как история с приездом ревизора ещё не получила логического завершения; мы не знаем, чем всё закончится для городничего и горожан.)

Слово учителя:

- Когда опускается занавес… Спектакль окончен, и три стороны, два часа жившие одним общим действием, теперь продолжают жить каждый по себе. Два «участника» нам хорошо известны. Актёры возвращаются в свои гримёрные, зрители расходятся по домам. Но есть и третья сторона – герои пьесы и её автор. Они тоже живут в раздумьях зрителей, находящихся под впечатлением от спектакля. Что же дальше? Прав гоголевский герой, сказавший, что «Ревизор» - пьеса, не имеющая конца. Финал этой пьесы не точка, а многоточие. Далее каждый представляет своё. Давайте и мы представим, что произойдёт с основными персонажами в дальнейшем.

- С появлением жандарма в комедию входит новое лицо – реальный ревизор. Каким вы его себе представляете?

- Каковы чувства городничего в момент появления жандарма, мы видим. А о чём может размышлять перед встречей с городничим ревизор? Давайте послушаем монолог Ревизора (творческая работа ученика, заранее подготовленная).

- Итак, в городе появился не мифический, а вполне реальный чиновник из Петербурга. Как, по-вашему, могут развиваться события? (версии учеников: чиновник уже несколько дней провёл в городе, а значит, не только видел город, но и стал свидетелем стремительных «преобразований», поспешно проведённых городничим и его подчинёнными, поэтому «отцам города» придётся держать ответ; мнение других: чиновник из Петербурга может быть встречен так же, как и Хлестаков, только обойдётся его благосклонность чиновникам дороже)

- Беседуя на прошлом уроке о судьбе жителей города, мы с вами пришли к выводу, что их будущее зависит от того, насколько порядочным окажется проверяющий. Предположим, что он человек честный. Как сложится жизнь чиновников и города в целом после ревизии?

- Да, чиновникам есть чего бояться. А если и у ревизора имеются свои «грешки»? Как будут вести себя с ним наши герои? (Предлагается рассмотреть поведение следующих персонажей: Земляники, Ляпкина-Тяпкина, почтмейстера Шпекина, Хлопова, Бобчинского и Добчинского, купечества, «униженных». Выступающие дают краткую оценку личности каждого из персонажей и, исходя из этого, делают вывод, как станет вести себя перед ревизором тот или иной герой пьесы.)

- Труднее всех придётся, безусловно, городничему. Что предпримет он, чтобы избежать наказания?

- Как выдумаете, изменится ли жизнь этого провинциального городка после отъезда ревизора?

IV. Слово учителя:

- Мы уже говорили, что многие критики ополчились на комедию, считая её пасквилем, клеветой на жизнь Российского государства. Вот выдержки из их высказываний (демонстрируются на экране с помощью проектора мультимедиа):

  • Существование таких городишек возможно лишь на Сандвичевых островах, во времена Капитана Кука… Так незачем было клепать на Россию. Фаддей Булгарин
  • Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в котором свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлости, невежества. Ф. Вигель

- Согласны ли вы с этими высказываниями? (Учащиеся вспоминают, что сюжет основан на реальном событии; что сам Гоголь с друзьями устроил розыгрыш во время путешествия, сообщая, что следом за ним едет ревизор, и наблюдая за суматохой, которую вызывало это сообщение; что А.С. Пушкин во время поездки на Урал и в Поволжье был принят за проверяющего и т.п.)

- Как вы считаете, с какой же целью выведены на сцену автором все эти неприятные личности? (ответы учащихся дополним выдержкой: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России стеклись сюда…злоупотребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». Н.В. Гоголь, «Театральный разъезд»)

- Вспомните, какой эпиграф предпослал комедии автор? В чём его смысл? (выслушав ответы, заметим, что эпиграфа в первой редакции комедии не было. Он был добавлен автором в 1842 году, после потока яростных обвинений в клевете, в искажении действительности. Он словно обращается к зрителям: «Комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте в искажении, а приглядитесь к своему отражению».)

V. Заключительное слово учителя:

- Конечно, прекрасные и благородные люди в России того времени были. Гоголь знал и любил их. Достаточно назвать только одного, столь дорогого для писателя – Пушкина. Но Гоголь был проникнут идеей разоблачения. Его сатирические произведения должны были вызывать в каждом негодование, пробуждать отвращение к тому, что совершалось кругом. Но есть ещё одна сторона комедии – нравственная. Впрочем, лучше самого Николая Васильевича Гоголя об это не скажет никто…

VI. Инсценировка-эпилог.

Второй собеседник: Да полно вам с вашими загадками! Нам подавайте ключ, и ничего больше!

Третий собеседник: Ключ, Михайло Семёныч!

Первый собеседник: Извольте, я дам вам ключ. Всмотритесь пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что эдакого нет во всей России: не слыхано, чтобы были у нас чиновники все до единого такие уроды. Хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Не так ли? НУ А ЧТО, ЕСЛИ ЭТО НАШ ДУШЕВНЫЙ ГОРОД И СИДИТ ОН У ВСЯКОГО ИЗ НАС? Что ни говори, а всякому страшен тот ревизор, который ждёт нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор тот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Лучше ж сделать ревизовку всему, что есть в нас, в начале жизни, а не в конце её. Клянусь, душевный город наш стоит того!

- Так что же это за ревизор, которого должен бояться каждый человек, облечённый властью?

VII. Домашнее задание:

  1. Творческое задание (по желанию): Составьте донесение истинного ревизора в Петербург, исходя из вашего представления о нём как о человеке и должностном лице.
  2. Составить тезисный план сочинения по одной из тем:
  • Хозяева города. (Городничий и чиновники в комедии Гоголя «Ревизор».)
  • Когда закрывается занавес… (Герои комедии «Ревизор» после «немой» сцены.)
  • И.А. Хлестаков – чиновник из Петербурга.

Приложение