Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя

Разделы: Администрирование школы


Одним из важных событий последнего времени, происшедших в российском образовании, стало присоединение России 19 сентября 2003 года к Болонской декларации.

Модернизация российского образования и стремление России интегрироваться в европейское сообщество определяют необходимость переориентации оценки результатов образования с понятий «образованность», «подготовленность» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от «знаний» к «способам деятельности».

В стратегии модернизации образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности, у учащихся – ключевых компетенций, которые позволят выпускникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, быть готовыми к продолжению образования на протяжении всей жизни.

Ещё в педагогическом ВУЗе будущий педагог овладевает основами предметно-методологической компетенции, в процессе педагогической деятельности совершенствует её.

В 2007–2008 учебном году преподавателями Алтайского государственного университета в МОУ «Лицей № 17» были проведены семинарские занятия по теме «Компетентностный подход в образовании». Программа развития нашего лицея «Управление качеством образования в лицее» (2008–2011) предполагает освоение модели управления качеством образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Основной целью реализации компетентностного подхода является обеспечение эффективности и качества образования.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметно-методологической компетентности учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности;
  • умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
  • умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
  • готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
  • умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
  • готовности к применению инновационных технологий обучения;
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Приложение.

Разумеется, что составляющие предметно-методологической компетенции учителей различных учебных дисциплин будут иметь определённые доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания. Содержание предметно-методологической компетентности зависит и от класса, в котором работает педагог. Так учитель начальной школы при обучении первоклассников письму должен учитывать факторы общесоциального и педагогического характера:

  • компьютеризация массового населения;
  • отсутствие в учебных планах и программах раздела «чистописание»;
  • исключение из программы требований к технике письма;
  • общее снижение уровня здоровья детей, что требует некоторого упрощения технологии письма при сохранении его разборчивости;
  • рост требований к эффективности профессиональной деятельности в целом, что проявляется и в возрастании требований к письму.

Конечно, учитель русского языка, работающий в 11-м классе, тоже будет учитывать факторы из приведённого выше списка. Но основное внимание в своей работе с выпускниками педагог будет обращать на совершенствование речевых умений и навыков, на использование в речи богатейших возможностей родного языка при строгом соблюдении языковых норм.

Предметно-методологическая компетентность является ведущей при определении качества педагогической деятельности учителя. Поскольку оплата труда учителя при переходе к НСОТ начисляется с коэффициентом «за качество», то мы попытались охарактеризовать различный уровень развития предметно-методологической компетенции: обязательный, продвинутый и творческий.

Уровни развития предметно-методологической компетентности педагога

Компетенция учителя

Содержание компетенции

Критерии оценки уровня развития предметно-методологической компетентности педагога

Обязательный уровень развития предметно-методологической компетенции

Продвинутый уровень развития предметно-методологической компетенции

Творческий уровень развития предметно-методологической компетенции

1

2

3

4

5

Предметно-методологическая компетенция

Когнитивная составляющая

Учитель знает содержание предмета, закономерности учебно-воспитательного процесса. В учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики, психологии.

Учитель хорошо знает содержание преподаваемого предмета, устанавливает связи внутри предмета и с другими дисциплинами, ориентируется в современных исследованиях по предмету, владеет системой методологических знаний, о структуре знаний, о методах научного познания.

Учитель отлично знает содержание преподаваемого предмета, демонстрирует стремление приобретения новых знаний, ориентируется в современных исследованиях по предмету, предлагает разные взгляды на изучаемый материал. Знает уровни, методы и формы познания и умеет применять их в профессиональной деятельности; ведёт исследовательскую работу с учащимися.

Операционально-технологическая составляющая

Педагог ориентируется в нормативных документах по методологии преподаваемого предмета. Владеет разнообразными методами ведения урока. Урок структурирован, большая часть времени распределена удачно.

Педагог ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета. Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями). Обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. Структура урока чёткая, все этапы логически взаимосвязаны, время распределено удачно.

Педагог отлично ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями, использование сети Интернет, обязательны исследовательские методы), развивающими и социализирующими каждого ученика. Структура урока чёткая, в ней учтены различные пути продвижения для учащихся.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая.

Владеет умением передавать от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного характера. Готов делиться опытом с коллегами.

Развивает ученика как члена общества, гражданина и патриота.

Владеет умением превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика.

Владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях.

Обладает эрудицией и широким кругозором, сформированностьюгуманистических ценностей личности педагога.

Способен передать учащимся новые социальные умения:

  • ориентироваться в изменчивом мире социальных требований;
  • адекватно реагировать на изменчивость социальных ролей;
  • обучить ориентации во множестве субкультур;
  • готовить к будущему, к встрече с неизвестным;
  • освоение и активное использование знаний и навыков, применение их в различных сферах образа жизни.

Важную роль в процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя играет освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей, концепций, методик. Не менее важно для педагога умение владеть навыками оптимизации каждодневной рутинной работы. Здесь большую помощь учителю может оказать умение управлять пространством учебного процесса, пространством учебного кабинета, также временем, своим и ученика. Система методической работы тоже должна строиться с учётом уровня сформированности предметно – методологической компетентности педагога. В МОУ «Лицей № 17» методическая работа ведётся по теме «Управление качеством образования на основе компетентностного подхода», работа кафедр лицея созвучна этой теме. Так кафедра начального обучения работает над темой «Методологическая и управленческая культура учителя как условие обеспечения нового качественного образования». Цель работы: формирование учителя нового качества, учителя-управленца, реализация психолого-педагогических условий становления и развития профессиональной компетентности учителя личностно-ориентированного образовательного процесса. Тема, с которой началась работа кафедры начального обучения, – «Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса». Серьёзное внимание обращается на проведение практической части занятий, так на первом заседании кафедры определили систему компетенций учителя начальной школы и формы индивидуальной методической работы по «западающим» компетенциям. Совместно с психологом ведётся изучение реальных учебных возможностей младших школьников: определяется обучаемость, модальность, мыслительные, организационные, коммуникативные ОУУН, эмоционально-волевая сфера, свойства внимания, памяти.

Администрация МОУ «Лицей № 17» создаёт условия для постоянного самообучения, совершенствования мастерства педагогов в условиях стремительно меняющегося социума.

Развивающейся российской школе нужен компетентный педагог, освоивший профессиональные позиции воспитателя, дидакта, управленца, методиста и психотерапевта. Все это предполагает качественное обновление педагогического образования, поиск новых подходов к профессиональной подготовке компетентного учителя для российской школы XXI века.

Литература.

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  2. Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя / «УШ», № 22/2005.
  3. Генике Е.А. Дидактическая диагностика деятельности учителя, http://lerner.edu 3000/ru
  4. Щербо И.Н. Компетентность педагогов – страховка от профессионального застоя. – ДШ., 2003, № 3.