Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

В.П. Крапивин "Всадники со станции Роса" – повесть о…

Разделы: Преподавание литературы


Тема: В.П. Крапивин «Всадники со станции Роса» – повесть о …

Цели:

  • создать условия для развития и закрепления умения учащихся анализировать текст, высказывания и отстаивания своего мнения;
  • на основе самостоятельного изучения произведения выяснить критерии поведения героев и дать оценку их поступкам.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Сообщение по биографии В.П. Крапивина

От лица автора ведётся рассказ о биографии (ученик подготовлен заранее, используется приём эмпатии)

Меня зовут В.П. Крапивин. Родился в 1938 году в Тюмени в семье педагогов. После средней школы окончил факультет журналистики Уральского государственного университета имени М. Горького. Работал в редакциях газеты «Вечерний Свердловск» и журнала «Уральский следопыт», затем перешёл на творческую работу. С 1961 года руководил детским корреспондентским отрядом «Каравелла», созданным в Свердловске по инициативе журнала «Пионер». Сегодня мне хотелось бы представить свои произведения, которые, я думаю, вам будет интересно прочитать Первая книга называется «Рейс с Ориона», она вышла в 1962 году. А вот одна повесть, которая называется «Оруженосец Кашка»- это и грустная, и весёлая история о жизни ребят в пионерском лагере, об их увлечений стрельбой из лука, о том, как можно превратить опасное увлечение в весёлую игру, если рядом будут понимающие детей взрослые. А вот и главный герой — Аркашка или для краткости просто Кашка. (Показать иллюстрацию)
Перед вами рассказ «Город весенних птиц» о четверокласснике Шурике и его друге, первокласснике Альке. Повесть «Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина — младшего», «Шесть лет спустя». Через эти повести проходит единый приключенческий сюжет, даётся представление о далёких послевоенных годах. А в сказочной повести «Дети синего фламинго» представлены сегодняшние мальчишки со своими судьбами, радостями, заботами.
Чудеса, которые происходят в повести, нужны и имеют смысл только потому, что благодаря им можно совершать реальные хорошие дела.

А вот вам и фантастика: «Лоцман», «Крик петуха».

Работа с детским корреспондентским отрядом «Каравелла» дела мне возможность написать роман «Мальчик со шпагой» о хороших, умных, весёлых ребятах. Главы этого романа печатались как отдельные повести в журнале «Пионер».
Хотелось бы, чтобы мои книги не прошли мимо вас, дорогие друзья.

III. Слово учителя

– Вы, готовясь к сегодняшнему уроку, прочитали первую часть романа В.П. Крапивина «Мальчик со шпагой», которая называется «Всадник на станции Роса».
Как нам уже сказал сам автор, эта повесть печаталась в журнале «Пионер» наряду с двумя другими, которые стали составными частями романа «Мальчик со шпагой».
Читатель — это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором, потому что именно через его восприятия проходит то, что хотел сказать автор.

IV. Прежде чем, мы будем с вами обсуждать и решать вопросы, которые возникли при чтении главы «Всадники со станции Роса». Я прошу Вас поделиться своими впечатлениями, возникшими после прочтения книги.

4—5 человек зачитывают свои замечания.

V. Работа с эпиграфами

1. Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали.
2. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (И.Гетте)
3. Какой эпиграф вы бы выбрали к изучению повести? Почему?
4. Но и тема нашего урока ещё не сформулирована, она требует доработки. После того, как мы встретимся с героями, мы с вами выясним, о чём же оно.

VI. Мини-викторина

Отмечаем правильные ответы вручением жетонов.

– Проверим, насколько внимательно вы прочли повесть.
– Как называется п/л?
– Как звали вожатую Серёжиного отряда?
– Мальчишка лет восьми, худой, золотоволосый с боевой ссадиной на переносице. Кто? (Д. Соломин)
– Как Сергей объяснил попутчику, почему у него такая фамилия?
– Кто был на станции, кроме мальчика и пса? (Уборщица, дежурный, кассирша)
– Какие книжки назвала уборщица, когда Сергей спросил, как зовут пса? (Полкан, Жучка, Фантомас).
– Какого цвета была скамейка, на которой сидел мальчик?
– Где встречались надписи «Алёша», «Азимут». «Телефон», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»?
– Какую кличку Сергей дал псу?
– Как зовут журналиста?
– Название станции?
– Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд? О чём?
– Что лежало в газетном свёртке с дорожным запасом?
– Почему Косте пришлось уехать?
– Сколько всадников смастерил Сергей во время болезни?
– Как незнакомец узнал, что мальчика зовут Сергей?

VII. Беседа с классом

– Как появилась сказка о всадниках? Что можно сказать о мальчике, сочинившем такую сказку?
– Почему Сергею нравился вожатый Костя и не нравилась Гортензия?
– Почему, когда исполнялась песня о горнисте Алёше Снежкове, в душе Серёжи «начинала звенеть радостная тревога?» Кто написал эту песню?
– Почему вы так решили?
– Почему все ребята, даже незнакомые и некрасивые, казались симпатичными и славными?

Экспертная комиссия выбирает три лучших рисунка, объясняет свой выбор.

VIII. Инсценировка

– Внимательно посмотрите, что приготовили наши артисты и декораторы.
– Почему Сергей Каховский ушёл из лагеря? Прав он или нет, как его характеризует этот поступок?
– Что понравилось Серёже в незнакомце?
– Почему, увидев лист в крупную клетку, журналист удивился?
– Каково ваше отношение к Тихону Михайловичу?
– Какую роль играют в повести «мушкетёры»?
– Как фантазия, сказка превратилась в реальность?
– Как вы понимаете слова: «Будь всадником сам не обязательно на коне и в шапке со звездой – не в этом главное….». А в чём же главное, ребята?!
– Каков сам Сергей и каких людей уважает?

IX. Итог урока

– А теперь вернёмся к теме урока, ведь мы ещё не решили о чём эта повесть.

(На доске расположены таблички со словами, из которых необходимо выбрать нужное).

  • о достоинстве;
  • о чести;
  • о доброте;
  • о борьбе за справедливость;
  • о подлости;
  • о предательстве.

X. Рефлексия

– Каково твоё отношение к герою?
– Каким я себе представляю Сергея?

XI. Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение на тему: «Хотел бы я иметь такого друга, как Сергей, и почему?»