Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Красная книга Кубани"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

  • познакомить учащихся с Красной книгой Краснодарского края;
  • некоторыми растениями и животными, внесенными в нее;
  • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов;
  • развивать память, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру Кубани.

Оборудование: Красная книга Краснодарского края, мультимедийное изображение животных, растений Кубани, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

(На доске вывешены картины природы нашего края).

Стихотворение читает выразительно заранее подготовленный ученик. /слайд 5/

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!

– О какой планете говорится в стихотворении?

– Почему говорится, что она одна?

– Чем наша планета отличается от других?

– Почему звучит тревога в последних строках стихотворения?

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями Краснодарского края, которые занесены в неё. Кто знает, что такое Красная книга?

Ученик: В Красную книгу внесены те животные и растения, которые требуют заботы человека.

Учитель: Правильно. А история этой книги такова. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учеными был составлен список таких животных и растений. И назвали этот список Красной книгой. Сюда же были внесены и редкие виды. /слайд 6/

– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? /слайд 7-8/

Ученик: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.

Ученик: Красный цвет – это сигнал опасности.

Учитель: Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной.В Красной книге два раздела: растения и животные. /слайд 9/

Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

– Как вы думаете для чего?

Ученик: Все животные очень красивые, интересные.

– Мы употребляем их в пищу.

– У некоторых животных ценный мех.

Учитель: Совершенно верно. Вырубая леса, применяя гербициды, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных и растений.

В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Краснодарского края (демонстрация книги).

В Красную книгу Краснодарского края внесен список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям и животным.

На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных «морскими коровами».

Мясо морских коров оказалось очень вкусным. И вскоре люди стали на них охотиться. Они безжалостно убивали зверей. Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. Прошло еще несколько лет, и они исчезли. Исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих удивительных животных, уничтоженных человеком.

Исчез дикий бык – тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди охотились на него и вырубали леса, где жили дикие быки. Ученые подсчитали, что только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных.

В наши дни гибель видов идет быстрее. И все потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, грубо вмешиваются в нее.

В результате влияния человека на природу сокращается численность видов животных и растений.

Какие факторы способствуют исчезновению животных и растений? /слайд 10/

  • вырубка лесов
  • охота на животных
  • загрязнение рек, озёр, морей
  • распахивание степей, лугов
  • рвут растения
  • ловят бабочек
  • применение гербицидов

Учитель: Для спасения животных создаются заповедники. Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников – сохранение природы в её естественном состоянии, во всем многообразии.

В Краснодарском крае в 1924 году был создан Кавказский заповедник. (показ на карте) Он расположен между городами Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. (показ на карте) /слайд 11/

Здесь нельзя охотиться, ловить рыбу. Запрещается жечь костры, собирать грибы, ягоды. В заповеднике ученые изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало.

2. Сообщения учащихся о редких животных края с демонстрацией фотографий.

Рысь кавказская – животное средних размеров и коротким туловищем и высокими ногами. Хвост короткий. Мех грубый, низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из черных пятен и полосок. Типичный обитатель глухих лесов. Охотится в сумерках и ночью. Питается грызунами, зайцами, нападает на косуль. Встречается в горных районах, в Кавказском заповеднике. /слайд 12/

Беркут – крупный орел, однотонной темно-бурой окраски,. Откладка яиц в конце марта – начале апреля. В кладке 2 яйца, которые птицы насиживают до конца июля. Основу питания составляют горные куриные: кавказский улар, кавказский тетерев. Нередко кормится падалью.
В Краснодарском крае встречается в горных районах Главного Кавказского и Передового хребтов, на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. /слайд 13/

Черный аист – крупная, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или на деревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, у побережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкими млекопитающими. Является исчезающим видом. /слайд 14/

Средиземноморская черепаха - длина панциря – 16-25 см. Передние лапы с пятью когтями. Обитает на степных участках по склонам гор. Питается сочной травой, иногда поедает моллюсков, насекомых. Растет медленно, зрелость наступает в возрасте 12-14 лет. Вид находится под угрозой исчезновения. /слайд 15/

Жук-олень. Окраска тела коричневато-черная. Длина тела от 30 до 83мм. Обитает в равнинной части в смешанных лесах гор. После откладки яиц большинство жуков отмирают. Питаются соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. Жук-олень находится под угрозой исчезновения. Необходимо сохранять места обитания, уменьшить вырубку лесов./слайд 16/

Филин – самая крупная сова. Ночной хищник, имеет мощные лапы и клюв. Питается крупными насекомыми , зайцами и даже молодыми косулями. В краснодарском крае обитает в предгорьях Кавказа. Живёт в лесах и в лесных массивах степной зоны. /слайд 17/

Ласка – среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои подземные кладовые десятки, а то и сотни задушенных мышей. Но потом почти никогда их не съедает, так как любит все свеженькое./слайд 18/

Зубр – самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг., с длиной тела до 3,5 метров, а высота до 2 м. Зубр покрыт бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву,