Занятие по ИЗО в 4-м классе в технике "Граттаж"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения.

Цели и задачи:

  1. Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха
  2. Развитие творческих способностей и навыков в работе.
  3. Воспитывать любовь к родному краю; чувство патриотизма на примере подвигов и героизме солдат Российской армии.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, булавки с головкой, циркуль, английские булавки.

Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи; репродукции печатной графики); методические таблицы.

Словарная работа: графика, штрих, граттаж.

Ход урока

I. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Беседа.

Рассмотрите иллюстрации, фотографии, репродукции картин и ответьте на следующие вопросы:

  • С помощью, каких цветов передаётся изображение? (С помощью белых, черных цветов.)
  • Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (Чередование темных, светлых линий, пятен, ритм, свет, тень)
  • Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого, чёрного цвета.
  • Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? (Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные - содержат цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат)

Чаще всего белым цветом обозначают всё светлое, чистое, торжественное, ясное и доброе, а черным - печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны. Резко противоположны, как противоположны предметы и явления в жизни. Они могут уживаться вместе, и тогда мир предстаёт более многогранным.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование природой родного края часто передают с помощью черного и белого цветов.

Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета и белого (без серых и др.). Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи (где он главный).

Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка), плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – все это разновидности.

Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависи­мости от направлений линий штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называется штриховкой

III. Проверка Д/3.

На прошлом уроке мы упражнялись в выполнении штриховки (Приложение 1)

(проверка Д/3: повторение видов штрихов).

IV. Практическая работа.

Обратите внимание на эту работу. Она выполнена в стиле граттаж.

Граттаж – дословно с французского «скрести, царапать».

– Что изображено на данной картине?

(Война, солдат в окопе, воюет против танков)

– Почему происходят войны?

– Так как люди до сих пор не научились жить в мире, нашей стране необходимо думать о своей безопасности.

– В календаре есть дата, которая напоминает нам о защитниках Отечества.

– Назовите эту дату. (23 февраля)

– В школе проходит конкурс рисунков, посвященных 23 февраля.

(можно подобрать и сделать другие заготовки, но соответствующие теме и возрасту)

Поэтому, создадим картину, изображающую щит и меч, символизирующие защиту от врагов, используя стиль граттаж (Приложение 2).

Повтор техники безопасности. Физкульт. минутка.

Сильный, смелый наш отряд
Сильный, смелый наш отряд
Дружно вышел на парад.
(Ходьба на месте.)
Выше ногу, тверже шаг,
Как в строю идет солдат.
(Ходьба на месте.)
За осанкой проследи
И солдат не подведи.
(Четыре шага — вдох, четыре шага — выдох.)
Мимо знамени идем,
Честь все дружно отдаем.

V. Самостоятельная работа.

Требования к рисунку.

  1. оправданное заполнение места (не мелко, не крупно);
  2. умение работать штрихом, линией, контуром, владение материалом, инструментами, изобразительной техникой;
  3. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок;
  4. завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, можно дать название.

IV. Итоги урока.

Уборка рабочих мест (особенно аккуратно собрать и выкинуть остатки грунта, оставшиеся от процарапывания).

Домашнее задание. Создать свою картину.