Гравюра как изобразительный комментарий литературного произведения (на примере гравюр В.А. Фаворского и "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина)

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Искусство - это окно в мир.
Д.С.Лихачев

Уже давно установлено, что для того, чтобы обучения давало эффект, оно должно быть развивающим и воспитывающим. А обучение в образовательных учреждениях СПО культуры и искусства должно развивать, в первую очередь, творческие способности формировать умения самостоятельно работать, способности запоминать, логически мыслить, искать, быстро ориентироваться в потоке новой информации, понимать и уважать искусство и культуру, определять нравственные ориентиры личности, ее этические и эстетические оценки, широту гуманитарного мышления.

Использование при этом односторонних методов обучения в сухой, традиционной канцелярской форме (доклад, лекция, рассказ, сообщение) не дает хорошего результата. Поэтому опорой всех инновационных форм и методов обучения должен стать конструктивный равноправный диалог между обучающим и обучаемым. Именно на основе такого диалога с целью повышения познавательной активности (вызвать интерес к предмету, превратить студентов в активных участников занятия), раскрытия творческого потенциала, самостоятельности обучающихся, привития вкуса к самообразованию, мы разрабатываем и эффективно используем на различных занятиях инновационные методы объяснения, закрепления, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний, так как на занятиях осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.
Интегрирование - это объединение, переплетение разнородных предметов в единое целое. Цель интегрированного урока - дать студентам всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей студентов, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Интегрированный урок вовлекает преподавателей-предметников в совместную работу. Нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации и творчества учителя, способствует более полному раскрытию его способностей.

Возможности предмета изобразительного искусства в целях повышения творческой активности обучающихся на уроках литературы используются недостаточно. Создание художественного образа является сложным психологическим процессом, который сопровождается активным включением всех форм мыслительной деятельности. Комплексный подход усиливает эффект восприятия, облегчает процесс создания художественного образа и вселяет в учащегося мысль о взаимосвязанности всех сторон жизни, помогает направить студента на поиск соответствий различных явлений культуры и определить глубинную связь в самой структуре этих явлений. В процессе иллюстрирования и оформления книги талант автора-писателя сочетается с талантом художника-иллюстратора. Интересным, на наш взгляд, является анализ взаимосвязи гравюры со стихотворением с точки зрения соответствия их выразительных средств друг другу.

Предлагаем Вашему вниманию материалы к уроку "Гравюра как изобразительный комментарий литературного произведения" (на примере гравюр В.А.Фаворского и "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели и задачи урока:

  • образовательная - научить чтению и анализу художественного произведения; активизировать познавательную активность; донести идею литературного произведения через введение в мир графики; расширение кругозора;
  • развивающая - развивать внимание к образным средствам языка и графики, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; приводить примеры; развивать творческое мышление, эстетические способности, воображение, формировать коммуникативные навыки;
  • воспитательная - воспитывать художественную культуру, любовь к литературе и изобразительному искусству; создавать предпосылки для самообразования.

Форма организации урока: индивидуально-групповая, диалог с преподавателями.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, экран.

Структура урока Содержание урока Способ взаимодействия Методы и приёмы
I  Выход на проблему Организация проблемной ситуации. Диалог с преподавателями. Вопросы открытого характера.
II. Постановка проблемы Обмен пониманием поставленной проблемой. Диалог с преподавателями, работа в группах. Установление взаимосвязей, сравнение.
III. Решение проблемы 1.Самостоятельный поиск.

2. Обсуждение итогов.

Диалог с преподавателями. Работа в группе. Исследование. Анализ художественного текста и графического изображения. Выделение главного, сравнение, установление взаимосвязей. Доказательство.
IV. Рефлексия Оценка своего понимания решения проблемы. Индивидуальные ответы учащихся.  

Материалы к уроку

Гравюра - это стихотворение, отраженное в зеркале.
Луис Ортега

Различные виды искусства родственны и связаны между собой. Развиваясь, они оказывают огромное влияние друг на друга и, переплетаясь, образуют новое качество. Наиболее близки между собой литература и изобразительное искусство. В книге, особенно детской, всегда имеется полноправный соавтор писателя - художник. Поначалу свойства книги проявляются для ребенка через соединение текстов и рисунков в книжках-картинках. Малыша не увлекает сплошной буквенный текст без картинок. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок начинает играть лишь вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием. Художник-иллюстратор переводит словесные образы в зримые, которые поясняют литературный текст, сюжет произведения, помогают представить протекающее действие, облик действующих лиц.

Произведения изобразительного искусства находят широкое применение на уроках литературы. В учебниках и других изданиях "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина иллюстрированы гравюрами В.А.Фаворского, народного художника СССР. Несмотря на то, что гравюра и стихотворение относятся к разным видам искусства (одно пространственное, другое временное), между ними существует сходство в использовании художественных средств. Известный поэт-символист и художник-гравер Л.Ортега писал: ":В глубине творения гравюра и стихотворения неразделимы, только форма отделяет их при рождении". Гравюра хорошо увязывается зрительно с текстом, шрифтом ввиду их родственности, общих истоков печатания с вырезных форм.

Как поэтическая речь является особым видом художественной речи, подчиняющимся законам стихосложения и ограниченным определенными требованиями, так и гравюра, будучи ограниченной в средствах выражения, должна с большей силой использовать имеющиеся возможности, а именно: лаконизм, динамику, ритм, контраст, метафоричность, эмоциональность.

"Маленькие трагедии" А.С.Пушкина Гравюры В.А.Фаворского
1. Лаконизм
Автор исключительно скупыми драматическими средствами создал очень широкую, пластически осязаемую картину жизни страны, времени и, наконец, эпохи. Первая из маленьких трагедий "Скупой рыцарь" содержит всего 380 стихов, в ней 5 действующих лиц и всего три сцены вместо традиционного грандиозного произведения, обычно в пяти актах, с большим количеством героев. Но перед нами встает точная и выразительная картина Франции времен позднего средневековья. Башня средневекового замка. Разговор рыцаря и оруженосца. Альбер загнан в угол. Художник точно выразил эту ситуацию, выбрав горизонтальный формат иллюстрации, словно зажимающий Альбера, не дающий ему распрямиться, и тремя деталями подчеркнув главное противоречие: в центре композиции - пробитый шлем на полу (символ бедности), на стене - лавровый венок (символ победы, славы) и рядом на окне - кувшин с вином (символ пира, веселья). Так композиционно скупыми, лаконичными средствами Фаворский показал наметившийся конфликт между Альбертом, ждущим радостей жизни, и отцом-бароном, препятствующим ему своей скупостью. < Рисунок 1>

Рисунок 1

2. Динамика, движение
Поэт воспроизводит саму жизнь как движение с помощью ритма и системы повторов. Динамика в "Пире во время чумы" передается автором через систему перечней, повторов, чередование мужских и женских рифм (песнь Вальсингама):
Есть упоение   в       бою,
    И   бездны мрачной на краю,
    И в   разъяренном   океане,
        Средь грозных   волн
    И     бурной   тьмы,
    И в   аравийском   урагане,
    И в дуновении     Чумы.

В этом отрывке, содержащем пятикратный повтор "и", четырехкратный повтор "в" и перечень "страшных" эпитетов-метафор ("мрачной", "разъяренном", "грозных", "бурной", "аравийском"), все подвижно, живо, бурно. Чередование мужских (с коротким звучанием) и женских (с протяжным звучанием) рифм (краю - океане - тьмы - урагане - Чумы) создает ощущение вращения, как в ураганном смерче.

Действующие лица показаны в живом движении. Фаворский использует специфические художественные средства· для показа динамики этой сцены:

а) композиционный центр (фигура Председателя) смещен в левую часть иллюстрации: взгляд читателя обращен прежде всего к этой фигуре, затем следует вправо, аналогично тому, как мы читаем текст слева направо, такое направление взгляда создает иллюзию движения и ускоряет eгo;

б) герои показаны не статично, а в действии, соответствующем их внутреннему состоянию: Вальсингам поет "гимн", его вдохновение показано жестами рук; сосредоточенна Мери, понимающая трагизм бедствия; с вызовом откинулась на спинку стула Луиза;

в) диагональные линии в изображении тента, линии тротуара, уходящие в глубь картины, свободное пространство перед фигурой идущего священника усиливают иллюзию движения.

< Рисунок 2>

Рисунок 2

3. Ритм
Сцена III (у памятника Командору) в драме "Каменный гость".

У Пушкина эта сцена написана пятистопным ямбом, напевным, строгим, звучным. Здесь часто встречаются пиррихии - стопы с двумя безударными слогами. Однако пиррихии (строки 2, 3, 5, 6, 7, 9) не изменяют ритмического строя стихов, а придают им звуковое разнообразие и подвижность, усиливают их выразительность.

Ритмическую роль, помимо чередования стоп, играют также паузы в строке и в конце eё. Кроме того, свой ритм создают и такие ритмико-синтаксические фигуры, как параллелизмы, анафоры, перечни.

Как в стихотворении, ритм слогов подчеркивает движение речи, так и в гравюре ритм пятен подчеркивает движение персонажей. Например, темные силуэты кустов вокруг Доны Анны выделяют ее контур, обведенный белым. Кусты за спиной Дона Гуана почти параллельны его рукам, а кусты вокруг фигуры плакальщицы подчеркивают силуэт его головы. Одинаковые начала и окончания ярусов композиции соответствуют одинаковым началам и окончаниям некоторых строк стихотворения, т.е. системе параллелизмов. Расположение рук героя повторяется нижними границами кустов, статуя плакальщицы повторяет контур колпака Дона Гуана, колонна параллельна его голове. < Рисунок 3>

Рисунок 3

4. Контраст
Контрастна система персонажей: Моцарт- - Сальери, Дон Гуан - Командор, Барон - его сын Альбер, священник- Вальсингам. Резко контрастны сцены, эпизоды; детали, реплики.

Пушкин использует здесь и такой мощный прием, как контаминация - зеркальная композиция, когда объединяется повтор и противопоставление, начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Так, в "Каменном госте" первая и третья, вторая и четвертая сцены соответственно зеркально отражены друг в друге.

Прием контраста, также использованный в гравюре, особенно сильно подчеркивает напряжение, драматизм происходящего. И гравюры Фаворского, использующие только черные и белые цвета, как нельзя лучше подходят в качестве иллюстраций к "Маленьким трагедиям".

В.А.Фаворский часто использует в изображении контурный свет, который передает в рисунке движение и напряжение, образует яркую обводку контуров фигур и создает очень резкие контрасты. Так, например, построена система контрастов в иллюстрации к "Скупому рыцарю" - сцене в подвале. На фоне яркого пламени свечей, озаряющих своды подвала, рельефно, выпукло выделяется черная фигура Барона, распростершего руки над своими сокровищами. Свечи горят ярко, хотя вокруг них только белое и расходящиеся во все стороны штрихи-лучи. Это белое совсем иное, чем безразличная белизна на полях книги: белые свечи словно пылают настоящим обжигающим пламенем. Все внимание читателя направлено в глубину подвала, к этим пылающим свечам и блеску золота. Возвеличение золота Скупым рыцарем звучит чрезвычайно сильно и страстно. Яркий контурный свет (обводка белым силуэта Барона), ослепительное пламя свечей, отблески золота на открытых крышках сундуков резко контрастируют с черной фигурой Барона и мрачными сводами подвалa. Создается четкий ритм контрастирующих элементов, усиливающий напряженность и эмоциональную окрашенность восприятия этой сцены. < Рисунок 4>

5. Метафоризм
А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" использовал немного метафор, но все они очень емкие и глубокие. Метафоричны у него чаще эпитеты и глаголы, как, например, "слезы сладкие", "любовь горящая", "глухая слава", "бескрылое желанье", "надменная высота", "звуки умертвил", "вкусил восторг", "жарко верил", "шуткой угостил" и др. ("Моцарт и Сальери"). В "Пире во время чумы" Пушкин в песне Вальсингама употребил такие метафоры, как "косматые дружины' Зимы, "зимний жар пиров", "утопим весело умы", "бездна мрачная", "разъяренный океан", "грозные волны", "бурная тьма" и др. В.А.Фаворский утверждал: "Всякое искусство метафорично". Иллюстрируя "Маленькие трагедии", он использовал своеобразные метафоры-символы. Например, на форзаце книги им изображены сгущающиеся тучи, сверкающие молнии, разлетающиеся по разным направлениям, цветы, лавровые венки - символы славы, ветки кипариса - символы смерти. Так художник выразил свою мысль: "Маленькие трагедии - это кубок, наполненный страстями, необузданными желаниями". < Рисунок 5>