Конспект открытого урока "Литературное чтение". Прием олицетворения. М.Ю. Лермонтов. "Утёс"

Разделы: Начальная школа


Методическая система: Л.В. Занков.

Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.

Класс: 2 (1-4).

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

  • раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
  • формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
  • формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
  • формировать умение анализировать лирические стихотворения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение;
  • совершенствовать выразительность чтения,
  • расширять литературный кругозор учащихся;
  • воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.

I. Подготовительная работа.

Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.

Содержание: посещение выставки картин Н. Рериха (на уроке МХК), рассказ об особенностях творчества этого художника, заучивание стихотворения "Утёс".

Словарь:

термины

понятия

пейзаж картина природы
контраст резкая противоположность
олицетворение изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых
образ результат художественного обобщения
строфа повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу
строка -
рифма повтор звуков, связывающих окончания двух и более слов
пауза краткий перерыв в речи
темп степень быстроты в чтении
громкость степень звучания (громко или тихо слышно)
ритм -

II. Ход урока

1. Организационный этап (3 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;
  • обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящую работу.

Содержание этапа:

  • взаимное приветствие учителя и учащихся;
  • проверка готовности рабочих мест учащихся;
  • запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
  • организация внимания, сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".

2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
  • подготовка к восприятию нового термина.

Содержание этапа:

На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.

- Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:

  • пейзаж
  • контраст
  • строфа
  • рифма
  • пауза
  • олицетворение

- В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.

  1. Пейзаж - это жанр литературы.
  2. Контраст - это картина природы.
  3. Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
  4. Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
  5. Пауза - короткий перерыв в речи.

Проверка: --+++.

- На доске записан ещё один термин, как вы думаете, что такое олицетворение?

- Так ли это, мы выясним на уроке.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);
  • практический метод (проверочная работа);
  • частично-поисковый метод.

Методические указания:

  • проверка правильности выполнения работы осуществляется путём самопроверки: учитель зачитывает утверждения и говорит верны они или нет, учащиеся проверяют, соответствует их ответ или нет;
  • в ходе беседы заслушиваются все мнения учащихся, учитель не оценивает ответы учащихся с позиции "верно - неверно".

3. Этап самостоятельного чтения учащихся (1 минута).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение текста стихотворения;
  • подготовка к анализу стихотворения.

Содержание этапа:

- Прочитайте стихотворение, которое было домашним заданием с. 28.

Методы обучения на данном этапе:

  • работа с книгой.

Методические указания:

  • дети заранее заучивают стихотворение, что облегчает работу по формированию представлений о специфике лирических произведений.
  • портрет поэта висит на доске и на данном уроке учитель не знакомит учащихся с творчеством и жизнью поэта.

4. Этап анализа текста (20 - 25 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, олицетворение);
  • формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
  • учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
  • подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Содержание этапа:

- Работа по плану:

  1. Определение количества строф, строк в строфе.
  2. Составление рисунка рифм.
  3. Выразительное чтение учителем.
  4. Определение контрастов в стихотворении.
  5. Выделение образов.
  6. Работа над понятием "олицетворение".

- Сколько строф в этом стихотворении, докажите (2: т.к. в первой группе говорится о тучке, а вторая объединена темой утёса).

- Найдите рифмы, сделайте рисунок:

  1. золотая
  2. великана
  3. рано
  4. играя
  5. в морщине
  6. одиноко
  7. глубоко
  8. в пустыне

- Чтение стихотворения учителем с. 28.

- О чём это стихотворение? Только ли о природе?

- Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

  • почему тучка "золотая"? Она из золота? (это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась)
  • почему "на груди утёса-великана"? (спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова)
  • почему "по лазури, играя"? (утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась)
  • почему остался "влажный след в морщине"? (по утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)
  • почему "тихонько плачет он в пустыне"? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н.Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)

- Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контраст есть:

  • ночь - утро,
  • статика утёса - движение тучки,
  • весёлость - грусть,
  • великан-утёс - маленькая тучка).

- О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?

утёс

тучка (суффикс -к-)

огромный, великан

стоит, задумался, плачет

старик

(рисунок)

одиночество

маленькая (уменьшительный суффикс)

умчалась, играя весело

молодость (ребёнок)

(рисунок)

беззаботность

- Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.

Поэт использует приём:

о - лице - творение

- Может ли живопись так же воспринимать мир неживой природы?

- Рассмотрите репродукцию на с. 30 (М. Чюрлёнис. День, Н. Рерих. Стражи ночи.)

- Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками - олицетворениями? (даже название "Стражи ночи" - оживляет)

- Вернёмся к стихотворению "Утёс". Какое у него настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость)

- Как нужно читать это стихотворение? Сделаем пометки в тексте.

Методы обучения на данном этапе:

  • практический метод (упражнения, рисование схем, образов, работа в тетради);
  • наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
  • словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
  • работа с книгой (чтение, цитирование);
  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Методические указания:

  • на данном этапе важна предварительная работа, т.е. просмотр картин Н. Рериха и рассказ об особенностях его творчества, т.к. она помогает осознать идею стихотворения, определить настроение и раскрыть понятие "олицетворение";
  • ответы детей не оцениваются, а обобщаются учителем, т.к. анализ текста должен отвечать потребности разобраться в прочитанном;
  • при работе с образами стихотворения учащиеся делают рисунки в тетрадях.

5. Этап подведения итогов урока (2 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • обобщение результатов анализа стихотворения;
  • обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Содержание этапа:

- Какую тайну искусства мы разгадали на уроке?

- Какая картина с выставки картин Н. Рериха наиболее подходит по идее, по настроению, по образам к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс"?

6. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • подготовка к восприятию нового материала.

Содержание этапа:

- Запишите карандашом в тетради: с. 31. выучить.

III. Последействие.

Дидактические задачи этапа:

  • расширение межпредметных связей.

Содержание:

- Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс" (на уроке изобразительного искусства).

- Подготовьтесь к конкурсу чтецов по теме "Изобразительно-выразительные средства языка".