Комплексное занятие в подготовительной группе "Волшебный мир искусства"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству. Приобщать детей к народной культуре.
  • Закреплять знания детей о народной игрушке.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
  • Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка.
  • Обогатить словарь детей словами: реставрация, реставратор.
  • Воспитывать бережное отношение к картинам, предметам быта, игрушкам.

Материалы и оборудование: репродукции пейзажа, натюрморта, портрета;

  • предметы быта: кувшины, вазы, глиняный горшок и др. посуда;
  • вышитые полотенца, вязаные салфетки;
  • народные и современные игрушки;
  • кисточки, краски, поделки из глины "уточка";
  • ребус (картинки и буквы М,У,З,Е,Й);
  • д/ игры "Собери картину", "Соедини точки".

Предварительная работа: дети посещают картинную галерею мини-музея нашего детского сада, знакомятся с жанрами изобразительного искусства, лепят из глины игрушку "уточку".

Ход занятия-экскурсии

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости.

Вы узнали его? (Это Знайка). Он нас приглашает на экскурсию. Но куда?

Это мы узнаем, когда с вами разгадаем ребус.

2. Основная часть.

Знайка рассказывает условие ребуса - перед вами картинки с предметами. Каждая картинка имеет свой номер. Необходимо разложить картинки в порядке возрастания номеров.

- Какой предмет изображен на первой картинке? (мяч)

- Назовите первый звук в этом слове? "М".

- Какой буквой этот звук обозначается? "М"

Аналогично поступаем с последующими картинками, выкладывая из карточек слово на столе.

- Какое слово у нас получилось? ( Дети читают: музей). Так куда нас приглашают? (В музей). Вы хотите посетить музей? (да).

- Что такое музей? (Звучат ответы детей. Верно, это место где собирают и хранят предметы, представляющие большой художественный или исторический интерес).

- Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (Звучат ответы детей).

- Сегодня мы побываем в музее декоративно-прикладного искусства.

- А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

- Сегодня Знайка будет экскурсоводом в нашем музее.

Начало осмотра экспозиции.

В первом зале находится выставка картин. Дети рассматривают картины.

- К каким жанрам изобразительного искусства они относятся? (Отвечают: портрет, пейзаж, натюрморт). Почему вы так решили? ( Объяснения, рассуждения детей.)

Художественное слово. "О картинах" М. Яснов.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется : (пейзаж).

Если видишь: на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это :(натюрморт).

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется :(портрет).

- Но со временем картины ветшают, стареют. И они нуждаются в ремонте.

Ремонт картин называется реставрацией. А людей, которые этим занимаются, называют "реставраторами". Нужную работу выполняют эти люди? (Рассуждения детей).

- А хотите вы стать сейчас реставраторами? (детская игра "Собери картину" 3 минуты) Каждый ребенок выполняет свое задание, реставрирует картину. Называет жанр изобразительного искусства, к которому она относится.

- Молодцы ребята! Понравилась вам работа реставратора? Хотите продолжить экскурсию?

Нас приглашают во второй зал музея.

В этом зале находятся предметы быта: посуда, вазы, вышитые полотенца, вязаные салфетки.

Дети находят отличия между современными и старинными предметами быта (материал, назначения предметов, узор вышивки полотенец). Вам понравилась эта коллекция? (Ответы детей).

- А что такое коллекция? (Ответы детей. Верно - коллекция - это несколько предметов, изделий, картин, скульптур, собранных вместе. Коллекцию объединяют по какому-либо признаку.)

- А хотите создать свою коллекцию предметов быта? (детская игра "Соедини по точкам" 2 минуты)

Физминутка. "Как живешь?".

- А хотите узнать какая коллекция собрана в следующем зале? (дети проходят в третий зал, а там выставка игрушек).

- Как вы думаете, когда появились первые игрушки? Какими они были?

(Рассуждения детей. Первыми игрушками были камушки, чурочки, орешки, маковые коробочки с горошинами. Первых кукол (они появились позднее, но тоже очень давно) делали из деревянных чурочек, кукол одевали в тряпочки, а рот и глаза, нос рисовали угольком. В деревнях делали кукол из соломы. Затем наряжали ее.)

- Какие игрушки есть у нас на выставке?

- А это что за чудо? (дымка). Почему она так называется? (по названию деревни Дымково, где придумали эти игрушки). Из чего они сделаны? (Из глины).

Какие фигуры украшают дымковскую игрушку? (круги, клетки, точки, волнистые линии). Какие цвета используются мастером? (красный, синий, желтый, оранжевый и золотой).

Вот какие мастера живут у нас в России! Не в одной другой стране нет таких умельцев, нет такой посуды и игрушек.

- А вы хотите быть такими мастерами? Давайте распишем игрушки, которые вы слепили из глины.

Пальчиковая гимнастика.

Творческое задание: дети расписывают глиняные изделия.

Зрительная пауза на снятие напряжения глазных мышц (на 7 минут деятельности детей)

3. Заключительная часть.

- Эти прекрасные игрушки будут экспонатами для следующей выставки.

Давайте поблагодарим Знайку за экскурсию по музею.

Подведение итогов занятия.