Информационные проекты на уроках географии

Разделы: География


Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе и на уроках географии.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В преподавании географии, особенно в старших классах, где необходимо привлечение большого объема современной информации, возникла практическая потребность создания компьютерных презентаций, одного из типов мультимедийных проектов, помогающих в решении проблемы внедрения в учебный процесс быстро изменяющейся информации о нашем динамично развивающемся мире. Проект содержит отобранный учебный материал, и спецэффекты, которые сопровождают его показ на экране, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью Power Point. Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения. Компьютерные проекты, позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фото, видео-слайдов и т.п. Предварительный выбор темы проходит с учетом моих рекомендаций. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют зна­ния и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает диффе­ренцированный подход к учащимся, умение соотнести познавательные воз­можности ученика с уровнем сложности проектной работы. Проектная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.

Основные задачи информационного проекта:

  • расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;
  • развитие самостоятельной деятельности учащихся;
  • развитие навыков работы с информационными технологиями;
  • создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point;
  • развитие коммуникативных качеств учащихся.

При первой встрече необходимо довести до учащихся требования, предъявляемые к разрабатываемому проекту.

Требования к проекту:

Разрабатываемый проект должен состоять из интерактивных слайдов. При подготовке проекта предполагается использование современных пакетов типа Power Point. При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:

  • структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);
  • наличие таблиц, диаграмм;
  • использование звуковой информации;
  • использование данных и графиков из Microsoft Excel;
  • использование шаблонов и стилей оформления;
  • рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);
  • создание интерактивных слайд-фильмов (возможность управлением, переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);
  • все слайды должны быть читабельны.

Далее определяется цель создания проекта и методы его выполнения. Вся работа разбивается на этапы, каждый из этапов ограничен временными рамками, которые оговариваются заранее.

I этап:

  1. Обсуждение и выбор ме­тодов исследования и поиска информации;
  2. Создание рабочих групп.
    На этом этапе учащиеся определяются, как они будут осуществлять проектную деятельность, или объединятся в группы, или будут работать индивидуально. Очень важно, чтобы учащиеся сами объединись в группы, определили их количественный состав. Обычно в группу входят 3-4 ученика, они распределяют свои обязанности: подбор информации, ее обработка, оформление проекта.
  3. Самостоятельная рабо­та учащихся над задачами;
  4. Промежуточные обсуж­дения достигнутых результатов;

II этап:

Подготовка презентации.

Работа над проектом может быть разной по продолжительности. В связи с этим можно выделить следующие виды проектов:

  • мини-проекты, которые учитель использует на одном - двух уроках;
  • краткосрочные проекты, они являются компьютерной поддержкой учителю при изучении темы, занимающей несколько уроков,
  • долгосрочные проекты.

III этап:

Промежуточный анализ выполнения задания;

В процессе работы над проектом очень важным является оценка проекта, как промежуточная, так и итого­вая, что позволяет:

  • чётко определить цель своей деятельности, планировать и целенаправленно осуществлять её;
  • определить и обосно­вать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике.

IV этап - презентационный, на котором проходит защита проектов, где учитывается:

  1. Актуальность выдвинутых проблем;
  2. Активность каждого уча­стника проекта, толерантность по отношению друг к другу во время работы;
  3. Необходимая и доста­точная глубина проникновения в проблему;
  4. Межпредметные связи, например география и история, география и экология и т.д.;
  5. Эстетика оформления про­екта;
  6. Умение отвечать на во­просы оппонентов, лаконич­ность и аргументированность ответов.

В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в разделе «Зарубежная Европа» крайне мало материала, представлена всего одна страна (Германия). Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:

  • знакомство с различными странами Европы интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
  • созданные фильмы становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
  • ученики овладевают навыками самостоятельной работы с информацией, методикой презентации, которую смогут применить в своей будущей деятельности;

Для успешного выполнения проектных задач учащиеся активно использовали компьютерные технологии и выполнили большой объем работы:

  • для поиска информации, кроме книг, были использованы ресурсы Интернета, материалы различных электронных энциклопедий на компакт-дисках;
  • сканировали необходимый материал;
  • распечатали на цветном принтере раздаточные материалы;
  • импортировали и встраивали в слайды различные фотографии;
  • подготовили презентацию с демонстрацией созданных слайдов.

Можно выделить следующие общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умение и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс;
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс.

Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями (деловой, научный и личностный характер общения), усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5