Личностный смысл научного знания на уроке физики

Разделы: Физика


Наши дети в школе изучают много различных предметов и часто не знают, насколько нужны им получаемые научные знания, содержание образования, которое мы пытаемся им передать. Мы все время ищем какие-то способы, чтобы заставить ученика учиться.

Но довольно часто от учеников можно услышать такую фразу: "А давайте поговорим о жизни". Казалось бы о какой жизни можно говорить на уроках физики или на уроках биологии. Но ученикам необходимо знать, где нужны эти знания в жизни. И следовательно те научные факты, которые мы преподносим им на уроке должны стать значимыми для личности ученика. Показать связь между научными фактами и закономерностями жизни.

Физика очень тесно связана с философией, мы вводим на уроках такие философские понятия, как "материя", "вещество", "поле". Говорим об изменении окружающего мира, его движении и развитии. Философия - это солнце всех наук. Она связана не только с физикой , но и с биологией, социологией, химией, психологией.

Представим себе простую формулу: S=Vt. Пройденный путь равен произведению скорости на время Здесь можно задать вопрос, что важнее скорость или время для человека. Время мы не можем изменить, не можем повернуть его назад, остановить. И тогда для человека, значение приобретает скорость. Скорость, с которой человек проходит свой жизненный путь. Пушкин А.С. прожил 39 лет, но его имя знает каждый и восторгается его поэзией. А можно прожить 100 лет, и наш жизненный путь не будет столь интересным и значимым по времени. Остается - скорость. Человек всегда изобретал способы увеличения скорости. Проделывая путь развития техники от изобретения колеса к ракете. Чем больше скорость, тем больше можно успеть за свою жизнь.

В произведении Д. Гамова "Приключения мистера Томпкинса" герой попадает в мир , где действуют законы Специальной теории относительности Эйнштейна. При скоростях близких к скорости света, время замедляется. Герой произведения встречает на перроне пожилую леди, которая встречала на перроне своего дедушку. Дедушка выглядел значительно моложе своей внучки! Причина в том, что он много путешествовал, а внучка вела оседлый образ жизни. Ещё раз можно убедиться в том, что "Движение- жизнь!" Нужно много двигаться , путешествовать, чтобы сохранить свою молодость.

Рассматривая на уроке деформацию тел, можно сказать ученикам: Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. А настоящая женщина всегда поможет ему в этом нелегком деле. А для того, чтобы дома получились просторные, экономичные, прочные, необходимо изучить деформации, которые будут испытывать различные их части.

Демонстрация: два бруска-опоры, поставить на небольшом расстоянии друг от друга и положить на них лист бумаги, а сверху поставить игрушку. Что произойдет? Прогнется лист бумаги. Как увеличить прочность конструкции? Можно сложить лист вдвое, а можно в форме гармошки. Игрушка не падает.

Какую аналогию можно провести с жизнью? Если в жизни все гладко, как лист бумаги, то при первой же трудности человек прогибается и может сломаться. А если жизнь состоит из взлетов и падений, удач и неудач, то человек становится крепче. Трудности - это своеобразный тест на прочность.

Есть еще один способ увеличения прочности. Посмотрите на конструкцию арки. Может ли камень сдвинуться под действием силы вниз? Нет. Его лишь придавит к соседним камням. Часть нагрузки он передаст соседним камням, а те в свою очередь последующим, т.е. нагрузка распределиться на всю поверхность, поэтому конструкция арки прочная. Здесь тоже можно провести связь между научным знанием и закономерностями жизни. Если человек имеет много друзей, то часть трудностей и невзгод друзья возьмут на себя. Вспомните, у Б.Окуджавы есть такие строки "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке".

Мне очень нравится сравнивать человека со звездой на уроках астрономии. Рассуждая о том, что звезды находятся от нас на очень больших расстояниях, таких, что даже свет доходит до нас за несколько лет. И если звезда погаснет, мы узнаем об этом не сразу, а спустя несколько лет. Нам кажется, что она все еще горит, и мы видим эту звезду. И человек должен жить так, чтобы окружающие видели свет, идущий от него, даже тогда, когда его уже и нет.

Подводя итог всему сказанному, вернемся к приведенной схеме. Проведение цепочки взаимосвязи между научными фактами через явления к закономерностям жизни - можно сказать, что это формула современного урока. И тогда от своих учеников вы сможете услышать: "Мы на уроке о жизни говорим". Научные знания приобретают для них личностный смысл.

Приложение 1.