Творим, изменяем, преобразуем вместе с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей.
В.А.Сухомлинский

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым!

Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. Под умелым руководством взрослых дети задумываются над тем, как усовершенствовать какой – то предмет, сделать его более красивым и полезным.

Процесс развития ребенка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребенок « чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».

Создание вместе с детьми различных персонажей кукольного театра, домиков, автомобилей и т.д.- своими руками может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально – игровой деятельностью и всесторонним развитием ребенка. В определенной степени ребенок уже подготовлен к подобного рода действиям всем процессом воспитательно – образовательной работы: занятиями рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. А тут еще появляется реальная возможность открыть в себе изобретателя, конструктора или режиссера.

Одним из таких интереснейших совместных видов творчества является – технология римейка.

Remake (англ.) – переделка. Многие современные технологии носят это название. Сырьем для производства служат уже использованные материалы: ткани, бумага, синтетические полимерные материалы: полиэтиленовые пакеты, пленки, пластиковые стаканчики, коробочки, бутылки и многое другое. Такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. После использования их выбрасывают и надолго загрязняют окружающую среду: полимерные материалы практически не разлагаются.

Такой процесс в промышленности очень важен. Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь.

В домашних условиях тоже можно осуществить некоторые технологии римейка: переделка устаревшей одежды, обуви, использование в работе упаковочных, отделочных материалов в вещи современного дизайна.

Вы, очевидно, знаете: в природе нет мусора. Зато в нашем быту его предостаточно. Различные бутылки, банки, пакеты ежедневно предназначаются на выброс. Однако не спешите выбрасывать все без исключения. В первую очередь это относится к пластиковым бутылкам от прохладительных напитков, бутылочкам из- под шампуней и кондиционеров, различных пластиковых крышечек. Именно из них вы сможете сделать различные игрушки вместе с детьми и для детей. Для этого освободите большую картонную коробку, куда вы будите складывать тщательно вымытую тару, а также коробки поменьше, красивую оберточную бумагу и другие необходимые вещи.

Сложного оборудования для работы не нужно. Все необходимое найдется в каждом доме: иголки, ножницы, карандаши и линейки, нитки, булавки, клей, скотч и т.д.

Как это делается.

  1. Для резания бумаги, тонкой проволоки, прокалывания бутылочки нужны ножницы, кусачки, шило. Следует продуманно к выбору этих небезопасных инструментов. Так, ножницы должны иметь закругленные концы, а клей не вызывать аллергическую реакцию. Работа детей с иглой, шилом возможна только с разрешения взрослого и в его присутствии
  2. Резать бутылки удобнее всего ножницами. Но сначала сделайте небольшой надрез ножом, а потом просуньте в него ножницы и продолжайте резать дальше.
  3. Дырки протыкайте хорошо нагретым шилом.
  4. Склеивать детали моделей лучше всего скотчем.
  5. Украшать игрушки можно разными способами: например, разрисовать их специальными маркерами для пластмассы или красками для раскрашивания пластмассовых авиамоделей или украсить модели аппликацией из самоклеющейся пленки. А еще хорошо украсить модели наклейками. С помощью обычного крахмального клейстера можно приклеить к вашей игрушке любые вырезанные картинки из журналов и старых книжек. Оклеивая модель кусочками бумаги, можно создать настоящие шедевры. Не ограничивайте себя в украшении моделей, и у вас будут такие игрушки, каких ни у кого больше нет!

Изготовление игрушек- самоделок влияет на всестороннее развитие ребенка:

  • Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений. Изготовление игрушек требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным движением он мог испортить игрушку, ее оформление, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными. Все это имеет немалое значение в подготовке руки к письму.
  • Экспериментирование с различным материалами обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях применения.
  • В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.
  • Большое влияние оказывает художественный труд на умственное развитие ребенка, стимулирует мышление, активизирует психические процессы.
  • Создавая игрушку, малыш строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесно зафиксированную характеристику. Весь процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями, вопросами. Детям нравится описывать внешность, характер героя, употребляя при этом образные сравнения, разные формы существительных и прилагательных. Развитие речи, ее интонационное оформление продолжается во время инсценирования.
  • Труд по изготовлению игрушек – самоделок способствует воспитанию характера. Не так легко сделать игрушку- требуются значительные волевые усилия, усидчивость, умение планировать свою деятельность с учетом общей цели.
  • В детстве человек восприимчив к советам старших, он с удовольствием делает то, что ему предлагает взрослый, он начинает наблюдать за собой, различать в себе хорошее и плохое. Тактичная оценка взрослого и его рекомендации очень важны малышу для правильной ориентировки в окружающем его мире человеческих отношений.

Я предлагаю вам несколько вариантов вторичного использования таких материалов. Но помните, что предлагаемые модели игрушек - не догма, вы можете смело менять всю последовательность схемы, вносить свои коррективы, совершая творческую преобразовательную деятельность, находя новые формы и способы использования обычных предметов, предлагать детям материалы, которые их больше понравились.

Автомобили (см. приложения №1, №2, №3) 

Материалы: разные бутылки (из – под кондиционера с ручкой и шампуня), два карандаша длиной 15 см, четыре пробки от бутылей (колеса), самоклеющаяся бумага, наклейки с мультипликационными героями, ножницы.

Взрослый рассматривает с детьми картинки, книжки, журналы с изображением различных марок машин, называя их детали ( кузов, кабина, колеса, окна, дверь и др.) Можно обсудить, как можно из разных предметов сделать игрушку, изменив привычные функции предметов. Затем – последовательность действий, если вы решили делать автомобиль: бутылка будет корпусом, в ней можно сделать отверстия, через которые пропустить карандаши (оси), закрепить на них колеса, вырезать двери, окна из самоклеющейся бумаги и наклеить их на корпус машины. А в окна будут улыбаться герои из мультфильмов (наклейки).

Руль автомобиля. (см. приложение №4)

Материалы: круглые пластмассовые крышечки от баночек из-под майонеза, селедки или творога, маркеры, самоклеющаяся бумага, наклейки (с различными рекламами), ножницы.

Взрослый предлагает поиграть в игру « Что на что похоже?», где обычные предметы могут превратиться в нечто совершенно новое и забавное. Вот круглые пластмассовые крышечки от баночек из- под майонеза, селедки или творога. Помоем, повертим в руках, прищуримся – да ведь такая крышка напоминает руль автомобиля! Взрослый предлагает с помощью самоклеющейся бумаги и наклеек сделать руль автомобиля.

После завершения работы можно предложить поиграть «Поездка в гости».

Куклы из пластиковых бутылок. (см. приложение №5) 

Материалы: бутылки (из-под йогурта, шампуня), маркеры, самоклеющаяся бумага, ножницы, цветная бумага.

Взрослые демонстрируют детям разные куклы- поделки, просит определить, из какого материала они сделаны (дерево, ткань, бумага, резина, пластмасса), из каких частей состоят. И предлагают сделать куклы из различных бутылок. Затем обсуждают последовательность процесса преобразования: бутылка – это платье куклы, верхняя ее часть – голова, из цветной бумаги сделать волосы, руки, прикрепить эти части к бутылке, нарисовать глаза, нос, рот или вырезать их из самоклеющейся бумаги и приклеить. Можно предложить детям после завершения работы поиграть с куколками « Готовимся на бал».

Выбирайте любую модель. Сделанная вашими руками, она принесет дому тепло и уют, вашим друзьям - радость от оригинального подарка, а вам – удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономии в семейном бюджете. Цена такой вещи не рубли, а ваше умение, терпение, желание сделать приятное своим родным и знакомым, ваша фантазия и творчество.

Желаем вам творческих успехов, неожиданных преобразований, волшебных превращений, удовольствия от созидания!

Список литературы.

  1. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: « Академия развития», 1997. – 192., ил..
  3. Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей (театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе).- М.: ООО «Линка- Пресс», 2004.- 194 с.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для Родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192., ил..

Приложения.