Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок "Искусство - память человечества" (6-й класс; по программе В.Алеева)

Разделы: Преподавание музыки


Репертуар: М.П. Мусоргский “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки” – слушание, “Веришь, мне или нет” – исполнение.

Цели:

  • развивать способность рассуждать, находить связи и преемственность разных времён триединого искусства
  • воспитать любовь к классической музыке
  • научить знаниям о театрах мира

Задача: Усвоить и закрепить знания о значимости искусства в памяти человека.

План урока:

  1. Приветствие
  2. Цели и задачи
  3. Музыкальный барабан
  4. Композитор М.П.Мусоргский
  5. “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки” слушание
  6. Театры мира
  7. Песня “Веришь, мне или нет” исполнение
  8. Работа с карточками
  9. Выводы
  10. Подведение итогов
  11. Оценивание
  12. Прощание

ХОД УРОКА

  1. Приветствие

Здравствуйте ребята.

  1. Цели и задачи

Тема нашего урока “Искусство – память человечества” и сегодня на уроке мы поговорим о значимости искусства в памяти нескольких поколений, а ещё познакомимся с различными театрами мира, которые несут в себе культуру многих поколений. Приложение 1

  1. Музыкальный барабан

С помощью музыкального барабана необходимо угадать название задуманного музыкального произведения. Но прежде чем мы начнём, давайте вспомним музыкальное произведение известного композитора, а поможет нам в этом музыкальный барабан. Итак задание вы видите на экране. На выполнение задания вам даётся 2 минуты.

“Старый замок” (на музыкальных барабанах буква “а” располагается на скрипичном ключе. Дальше по названиям музыкальных инструментов ребята находят буквы и собирают их в слова). Приложение 2

  1. Композитор М.П. Мусоргский
  • Ну, а кто же написал это замечательное классическое произведение? (М.П.Мусоргский)
  • Что же вам известно об этом композиторе? (Это русский композитор, который написал цикл “Картинки с выставки”).

И с одним произведением из этого цикла мы познакомимся поближе.

  1. Слушание “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки”

А теперь настало время отправиться в таинственный замок, очень старый и загадочный. Ваша задача представить себе замок, который нарисует музыка, и описать его с помощью средств музыкальной выразительности.

(Ответы детей)

Старый замок – это символ памяти человечества и культуры нескольких поколений.

  1. Театры мира

(Выступления детей с рассказами о театрах мира, с использованием слайдов)

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР в Санкт-Петербурге, театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр. Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы. Высокому профессионализму коллектива способствовала деятельность дирижера Э. Ф. Направника (в 1863-1916). На сцене театра выступали выдающиеся певцы И. А. Алчевский, П. А. Булахов, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Е. А. Лавровская, С. И. Мигай, Г. М. Нелепп, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, С. П. Преображенская, Е. А. Семенова, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Ф. И. Шаляпин; солисты балета — А. И. Истомина, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова В репертуаре театра: классические и современные оперы — “Волшебная флейта” В. А. Моцарта, “Лоэнгрин” Р. Вагнера, “Руслан и Людмила” М. И. Глинки, “Дуэнья” С. С. Прокофьева, “Петр I” А. П. Петрова; балеты — “Жизель”, “Блудный сын” Прокофьева, “Сотворение мира” Петрова, “Икар” С. М. Слонимского.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос).Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. С нач. 20 в. мировое признание получили русские вокальная (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов) и балетная (Е. В. Гельцер, А. А. Горский, В. Д. Тихомиров) школы. В 1919 театру присвоено звание академического. Певцы — В. В. Барсова, Н. А. Обухова, К. Г. Держинская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Г. М. Нэлепп, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, А. П. Огнивцев, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко; солисты балета — М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, М. П. Плисецкая, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, М. Лиепа; дирижеры — В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. И. Симонов, А. Н. Лазарев; режисеры — Л. В. Баратов, Б. А. Покровский; Балетмейстеры — Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Ю. Н. Григорович; художники — Ф. Ф. Федоровский, В. Ф. Рындин, С. Б. Вирсаладзе, В. Я. Левенталь. С 1961 спектакли шли также в Кремлевском Дворце съездов.

“МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА” (Metropolitan Opera), оперная компания и театр в США, один из центров мировой музыкальной культуры. Открыт в 1883 в Нью-Йорке. Спектакли на языке оригинала. Среди постановок — произведения русской классики. Выступают всемирно известные певцы и дирижеры. С 1966 работает в новом здании в Линкольновском центре исполнительских искусств.

“КОВЕНТ-ГАРДЕН” (Covent Garden) (“Королевский оперный театр Ковент-Гарден”), оперный театр в Лондоне, основанный в 1732; в 1949 стал государственным. В репертуаре — произведения английских композиторов и мировая классика (на языке оригинала). Выступают крупнейшие исполнители.

“ЛА СКАЛА” (La Scala), итальянский оперный театр в Милане. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Пьермарини, G. Piermarini). Один из центров мировой оперной культуры. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. С 1955 имеет филиал — “Пиккола Скала” (Милан). В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве.

ГРАНД-ОПЕРА (Grand Opera), или Парижская опера (Paris Opera) (официальное название — Национальная академия музыки, франц. Academie National de Musique), оперный театр в Париже; более двух веков является главной сценой для постановки опер и музыкальных драм на французском языке. Один из наиболее авторитетных академических оперных театров мира. Основан в 1669 по указу Людовика XIV как Королевская академия музыки (Academie Royale de Musique); первым спектаклем была “Помона” (1671) — пастораль Р. Камбера на либретто П. Перрена. В 1672 Королевская академия музыки объединилась с Королевской академией танца.

Эти театры мира хранят память нескольких поколений людей и несут в себе культуру многих народов мира.

  1. Исполнение песни “Веришь, мне или нет”

Раз мы с вами говорили о театрах, давайте представим, что мы находимся в театре, и вам предстоит выступление перед огромной публикой. Что же необходимо сделать оперному певцу перед выступлением? (Распеться)

Так давайте и мы покажем себя выдающимися оперными певцами и распоёмся по всем правилам. (Звучит распевка на слоги: “лё”, “ма, мо, ми, ма, му”)

Ну а теперь внимание! Выступает сводный хор оперных певцов школы № 26 с песней “Веришь мне, или нет”

  1. Работа с карточками.

Ну, а чтобы узнать, на сколько вы запомнили, где находятся театры мира, воспользуемся карточками. На столах у вас карточки. Вы их подписываете и стрелочками соединяете название театра и город, в котором он находится. Приложение 3

  1. ВЫВОД: Сегодня вы познакомились с театрами мира, вспомнили произведение М.П.Мусоргского и исполнили песню “Ты мне веришь, или нет”, а также узнали, что искусство остаётся в памяти многих поколений, потому что это отражение жизни, как каждого из нас, так и общества в целом.
  2. Подведение итогов. Оценивание.