Внеклассное занятие для кружковой деятельности объединения "Батик" по теме "Волшебные узелки"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
  • познакомить с одним из видов росписи ткани «Узелковый батик»;
  • развивать художественные навыки при выборе цветового решения рисунка на ткани;
  • формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;
  • расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;

Оборудование:

Для учителя: образцы росписи ткани, иллюстрации с изображением различных видов росписи ткани, презентация «Батик» (приложение), проектор, экран, белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча.

Для учеников: набор крупных бусин или средних пуговиц (3-5 штук), белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Изложение нового материала.

1. Вступление

В сборнике японской поэзии VII-XII вв. можно найти следующее пятистишие:

Синобу – тайная грусть,
Узор из страны Минитоку,
Кто спутал нити твои?
Смутил кто сердце тревогой?
Ведь не виновен я….

Кавара-но Садайдзин (822 – 895)

Смысл этого произведения кроется в слове «синобу», которое имеет два значения: тоска, тайная грусть и название узора ткани, которым издавна славилось селение Синобу. Поверхность большого гладкого камня устилали травами и цветами. Поверх растений укладывалась ткань и по ней с силой проводили другим гладким камнем. Получался весьма прихотливый узор. Ткань, расцвеченную таким способом, называли «синобу». Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Многие народы мира: египтяне, индейцы, китайцы, японцы – с глубокой древности развивали это искусство, но наивысшего расцвета оно достигло именно на Яве. Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белому шёлку. Его рука, полёт фантазии, и краска создают чудо. А сам мастер попадает в мир батика – мир художественной росписи ткани.

2. Объявление темы и цели урока.

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Перед окрашиванием определённые участки ткани крепко перевязывали суровой ниткой или завязывали саму ткань узлами. Затем её погружали в глубокие ёмкости с красителями, завязанные части не окрашивались. Впоследствии на ткани получались затейливые узорные линии. Вот и мы сегодня изучим способ окрашивания ткани и попробуем выполнить узелковую роспись.

2 .Организация игрового момента «Корреспондент»

Прежде чем приступить к расцвечиванию ткани, мы изучим основные способы окрашивания материала, и в этом нам поможет деловая игра. Давайте представим себя корреспондентами ведущих газет и модных журналов. Перед вами лежат мини блокноты и ручки. Ваша задача: просматривая представленную презентацию, отметить методику и последовательность расцвечивания ткани.

Демонстрируется и комментируется презентация. (Приложение)

 

Учитель:

– Итак, давайте подведём итог: опишите основной принцип расцвечивания ткани

Ученик: – Формирование узелков, фиксирование их положение вощеной нитью. Затем мы расцвечиваем ткань в разные цвета: от тёмного цвета, до светлого цвета. После частичной просушки изделия нитки удаляются, ткань разворачивается и разглаживается.

Учитель: – О каких способах складывания ткани вы узнали.

Ученик: – Орнаментальный узор, орнаментальные полосы, мраморный эффект, узел, шланговая техника.

Учитель: – Как закрепляют расписанную ткань?

Ученик: – Ткань прокладывают другой тканью, большего размера и сворачивают свёрток. Затем прикрепляют его к ведру с кипящей водой (над водой), чтобы пар проходил через изделие. Ведро накрывают одеялом, потом крышкой и пропаривают в течение 2 часов.

Учитель: – А теперь отложите блокноты, приготовьте рабочее место: расстелите клеёнку, положите перед собой приготовленный кусок ткани, бусины или пуговицы, нитки, восковую свечу. В первую очередь вощим нить: отрезаем её нужной длины и пропускаем через свечу. На середину ткани кладём пуговицу или бусину. Оборачиваем материалом и закручиваем в нескольких местах вощёной нитью. Концы углов складываем или узлом или сворачиваем шланговой техникой. Полученною заготовку расписываем красками в последовательности от светлого к тёмному.

Выполняется практическая работа.

Учитель: – После росписи удалите лишнюю влагу дополнительным куском материала, просушите феном, удалите нити и прогладьте утюгом.

Выполняется практическая работа.

– Полученные платочки закреплять паром не надо, потому что мы с вами использовали акриловые красители. Изделия, расписанные таким видом красок, достаточно прогладить горячим утюгом. На уроке труда вы придадите изделию завершённый вид, обработаете края платка.

III. Подведение итогов.

Давайте посмотрим, чья работа получилась наиболее эффектной? Почему? Какие цвета использовал автор? Какие способы сворачивания ткани вы запомнили? Почему эти работы не надо закреплять паром?

3.JPG 

И в заключение нашего занятия я вам напоминаю, что росписью ткани вы должны заниматься только под руководством специалиста, педагога, во избежание травматизма.