Возможности информационно-коммуникационных технологий в географии

Разделы: География


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Изучить особенности рек России;
  • Расширить и углубить знания о реках;
  • Сформировать понятия «уклон», «падение» реки;
  • Показать влияние климата и рельефа на реки;

Развивающие:

  • Развивать умение определения уклона и падения реки;
  • Развивать интерес к предмету;

Воспитывающие:

  • Показать значение рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • Воспитывать любовь к своей стране и малой Родине;

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Оборудование: карты атласа для 8 класса, карта России. Физическая, учебник 8 класса, ИКТ – ноутбук, проектор, экран, мультимедийное пособие: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии в 8 классе».

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организация. Говорит о целях и задачах урока.

Слайд 2.

Слушают учителя
2. Актуализация

знаний.

Задает вопрос: что относится к внутренним водам? Слайд 3.

Какие реки вы знаете?

Отвечают на вопрос, используя рис. 34 учебника.
3. Изучение нового материала.
  1. Предлагает открыть атлас на стр. 28-29; показывает на карте «КиМ» 2,3 речные бассейны;
  2. Дает задание: заполнить таблицу, используя карту атласа.Слайд 4.
    Показывает фотографии крупнейших рек России.
    Слайды 5 – 10.
  3. Предлагает вспомнить понятия: Слайд 11.
  4. Задает вопрос: как рельеф оказывает влияние на характер течения рек? Слайд 12 – 13.
  5. Вводит новые понятия: падение и уклон реки, просит учащихся найти определения в § 12, объясняет, как вычислить.
    Слайд 14.
  6. Задает вопрос: как питаются реки? «КиМ» 17,18 Слайд 15.
  7. Задает вопрос: какой еще фактор оказывает влияние на реки? Поведение?
  8. Вводит понятие: режим реки. Слайд 16. задает вопрос: для чего нужно знать режим?
  9. Предлагает проанализировать карту «Типы водных режимов рек России» и привести примеры. «КиМ» 11-12. Слайд 17
  10. Предлагает вспомнить понятия: половодье, паводок, межень, годовой сток и найти в  § 12. Слайд 18, 19, 20, 21
    Предлагает познакомиться с понятиями: ледоход, ледостав. «КиМ» 15.
  11. Задает вопрос: а какие стихийные явления, связанные с реками вы знаете? Показывает слайд 22.
  12. Просит назвать реки нашего края. Слайды 23, 24, 25
  1. Открывают атлас;
  2. Приводят примеры и заполняют таблицу;
    Смотрят на экран.
  3. Отвечают на вопрос.
  4. Отвечают, записывают в тетрадь;
  5. Находят в тексте и записывают в тетрадь;
  6. Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь.
  7. Отвечают: климат.
  8. Записывают в тетрадь определение. Отвечают на вопрос, используя текст и фотографии слайда.
  9. Анализируют карту и делают вывод.
  10. Записывают в тетрадь.
  11. Смотрят на экран, записывают в тетрадь понятия.
  12. Отвечают на вопрос: наводнения.
  13. Приводят примеры.
4. Закрепление материала. Просит ответить на вопросы. Слайд 26.

Оценивает работу на уроке.

Отвечают.
5. Домашнее задание. Слайд 27. Записывают в дневники.

Литература:

  1. Викинпегия – свободная энциклопедия.
  2. Фотогалерея. Обои на рабочий стол.
  3. Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизация. М. Современная педагогика. 2000 г.
  4. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. М. «Вако». 2005 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://russia.rin.ru/guides/4343.html
  2. www.fotoart.org.ua/.../userpics/rus_reka_oka.jpg
  3. schools.keldysh.ru/sch1951/1951/geogr/map/r1.jpg
  4. poxod.ru/literature/100ural/photo_012.jpg
  5. vecherka.ykt.ru/article.asp?id=2097
  6. www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=2044.

Приложение