Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Разделы: Биология


Настольные игры служат для выявления противоречий между проблемами охраны природы и экономическим развитием. Эти разногласия прослеживаются на очень простом уровне и служат отправной точкой для обучения.

Учитель выступает в роли координатора, в его задачу входит:

  1. Помочь изготовить игры, объяснить правила, быть судьёй.
  2. Наблюдать за соблюдением правил, следить за решениями, принимаемыми игроками.
  3. Объяснить окончательный результат.

Игры занимают время от 15 до 25 минут каждая, и за это время координатору следует извлечь уроки из ситуаций, возникающих по ходу игры, и обратить внимание участников на такие моменты, как:

  • Соперничество между противниками;
  • Конфликт и соревнование между окружающей средой и экономическим развитием;
  • Поведение игроков по отношению друг к другу;
  • Последствия для окружающей среды в результате противоречий между игроками;
  • К чему может привести выигрыш любой ценой.

Количество игроков за одной доской – 2 человека, а количество играющих пар может быть 5-6.

ИГРА № 1 «Танцующие пары»

Цель игры: как можно быстрее передвинуть свои карточки по доске и доставить их в зону партнёра. Первый игрок, который этого достигнет – победитель.

Задача: игра иллюстрирует противоречия между охраной природы и экономическим развитием. Она основана на общеизвестных примерах и придумана как затравка для обсуждения. Задача этой игры – служить катализатором дискуссии, приобретения знаний, опыта, расширения кругозора и т. д. Эффективность этой игры зависит от человека, работающего с группой от его умения придать игре экономический смысл.

Вам потребуется:

  • 1 набор правил
  • 7 красных карточек
  • 7 зелёных карточек
  • 1 кубик
  • игровое поле 450 мм x 250 мм, с размером квадрата 25 мм x 25 мм – Приложение

Правила игры «Танцующие пары»

  1. Каждый игрок имеет 7 карточек (красных или зелёного цвета). В начале игры их надо разместить на жёлтой полосе в центре поля (красные - на красной стороне центральной линии, зелёные на зелёной).
  2. Цель игры - захватить территорию противника (разместить зелёные карточки в красной зоне, а красные - в зелёной). Выигрывает тот, кто первый поместит все свои карточки в зону противника.
  3. Бросайте кубик и по очереди передвигайте по одной карточке на то количество квадратов игрового поля, сколько очков выпало на кубике (нельзя количество выпавших очков разделить между двумя различными карточками). Карточку можно двигать вперёд, назад или поперёк доски, выбирая только одно направление за ход. Карточку нельзя передвигать по диагонали.
  4. Если карточка попала на цветной квадрат экологии или развития, то она должна оставаться до тех пор, пока игрок не выбросит на кубике число, указанное на квадрате.
  5. Игрок, играющий за экологию (зелёный цвет), останавливает свои карточки только на квадратах развития (красный квадрат), а игрок, играющий за экономическое развитие (красный цвет), останавливает свои карточки только на квадратах экологии (зелёный квадрат).
  6. Кроме того, игрок может использовать свою очередь, чтобы передвигать на доске карточки противника. их можно передвигать либо в сторону жёлтой границе, либо на один из квадратов, блокирующих передвижение. На этом квадрате они будут оставаться до тех пор, пока их не освободят, выбросив подходящее количество очков.
  7. Две карточки одного итого цвет не могут занимать одну и туже вертикальную линию, даже если они находятся на жёлтой границе или в зоне. Через занятую вертикаль можно проходить, но нельзя останавливаться на ней. Нельзя проходить через квадрат, уже занятой другой карточкой любого цвета
  8. Если при броске кубика выпало значение 6, игрок может выбрать одно из следующих решений;
    • передвигать свою собственную карточку на количество выпавших очков,
    • передвигать карточку противника на то же самое количество очков,
    • взять карточку противника из своей зоны и поставить её в первоначальную позицию на жёлтой границе.
  9. Как только карточка вошла в зону противника, игрок не может её больше передвигать. Этот квадрат должен оставаться занятым.

Уроки для координатора и связь с реальностью.

Эта игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.

Если предприниматель двигается вперёд, он отнимает территорию у эколога, если эколог захватил территорию, то предприниматель оказывается блокирован. Эти трения представляют собой не что иное, как напрасную трату времени, энергии, ресурсов. Игра придумана для того, чтобы показать бесполезность постоянной войны этих двух враждующих сил.

Игра также замышлялась с целью продемонстрировать то, что не всегда побеждает грубая сила. Очень часто слабый, менее уверенный в себе, но более разумный человек достигает успеха за счёт выбора правильной стратегии и тактики. Это ясно проявляется в игре. Координатор должен обратить внимание на этот момент в обсуждении и связать его с жизнью.

После обсуждения результатов предложите школьникам другие варианты этой игры

Варианты игры:

  1. установите лимит игрового времени, например 15 мин., и каждый игрок за этот период не должен дать своему противнику проникнуть в свою зону.
  2. добавьте дополнительные блокирующие квадраты-ловушки.
  3. уменьшите количество карточек, увеличивая тем самым его силу и шансы на победу (или наоборот).