Интегрированный урок (информатика + музыка + ИЗО) в 5-м классе по теме "Недаром называется Сосновоборском город мой"

Разделы: Информатика


Цель урока: Установление духовной сопричастности ребенка и мира через воспитание ценностного отношения к своей малой Родине.

Задачи урока:

  • осознать учащимися взаимопереходность жизненных и художественных образов;
  • формировать у ребенка внутреннюю предуготовленность к художественно-творческому поиску;
  • развивать способности детей к трансформации жизненных наблюдений и переживаний в художественные образы;
  • закрепить навыки работы в программе Paint;
  • обобщить знания средств музыкальной выразительности.

МЕТОДЫ

  • эмоциональной драматургии;
  • художественного обобщения;
  • образной работой со словом;
  • создание художественного контекста;
  • предъявление образа;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята!

Презентация

(Слайды с видами города и его окрестностей на фоне песни о Сосновоборске)

1. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем урок? (можно задать наводящие вопросы: а) что вы сейчас увидели?; в) в припеве, прозвучавшей песни, есть слова, которые возможно могли бы быть темой нашего с вами урока - ответы детей)

Слайд с темой урока “Недаром называют Сосновоборском город мой...”

И так тема нашего урока “Недаром называют Сосновоборском город мой...”

А как вы думаете, почему наш город так называется? (ответы детей - сосна, сосновый лес, сосновая аллея до завода, лесопарковая зона с соснами)

Да, действительно, сосновый лес - это чудный уголок родного города, который мы с вами должны беречь, сохранять его первозданную красоту.

А у вас есть любимые уголки в нашем городе? (ответы детей)

Город наш очень красив в убранстве соснового леса, у нас много прекрасных мест, где мы любим отдыхать - это и лесопарк, лыжная база, сосновая аллея и еще много укромных уголков, в которых каждый из нас любит отдыхать, наслаждаясь красотами сибирской природы. Недаром так поэтично назвали наш город Сосновоборском. На нашей земле и в нашем родном городе живет много творческих людей.

1. Какие творческие коллективы города вы знаете? (Ответы детей – танцевальные коллективы, в ДК “Мечта”, театральная студия “Версия” и т.д.)

2. Какие кружки вы посещаете, где занимаетесь творчеством? Выступаете с концертами? Участвуете в выставках детского творчества? (ответы детей)

Готовясь к нашей сегодняшней встрече, я обратила внимание на сборник стихов Сосновоборских поэтов. Полистав, его я нашла много стихов о нашем родном городе и у меня возникла идея предложить вам выполнить творческий проект: “СЛОВО - ОБРАЗ - МУЗЫКА”. Слайд - Творческий проект: “СЛОВО - ОБРАЗ - МУЗЫКА”)

На уроках музыки, литературы, изобразительного искусства вы узнали, что каждый из видов искусств разговаривает на своем языке. Давайте вспомним язык музыки. Продолжите стихи...(Я читаю, а они хором продолжают стихотворение).

А сейчас приступим к выполнению нашего творческого проекта. Наш творческий проект будет состоять из соотнесения поэтического образа с изобразительным и музыкальным. У вас на столах лежат листочки со стихами. Сейчас вы выберете стих и выполните следующие задания.

(Слайд с заданием).

Задание:

  1. Выбранный стих прочитайте и изобразите его в графическом редакторе Paint.
  2. Прежде, чем вы приступите к сочинению мелодии, уточните какими средствами музыкальной выразительности вы будите пользоваться (у компьютеров листочки -они в этом вам помогут).
  3. Используя программу “Музыкальный класс” выберите инструмент и сочините мелодию.

На выполнение проекта дается 20 минут.

Представление проекта.

Я читаю стих:
В Сосновоборске – бор сосновый.
Сосновые аллеи,
Родился в соснах город новый,
О прошлом не жалея.
Здесь сосны дружат с облаками,
И с солнышком на “Ты”.
Они душевными словами
С небесной шепчут высоты…

(Наталья Алексутова)

Объявляю: А сейчас подарок нашему родному городу - творческий проект.

Ребята представляют свои работы - стих (читает сам ребенок)+ рисунок + мелодия.

Рефлексия.

На доске нотный стан. На него дети прикрепляют нотки.

Оценка себе за урок - это место нотки на стане (пять линий),

Вид нотки (мордочка) - настроение.

Урок окончен. До свидания!

Дополнительный материал к уроку.

Из сборника стихов “О Сосновоборске” местных поэтов

Сосновый бор

Люблю тебя, бор вековой сосновый!
Дивлюсь: какой размах, какая ширь!
Стоишь ты в отблесках зари багровой,
Как из былины русский богатырь.
Роса искрится на твоих иголках,
Сверкает паутины тонкой нить.
А терпкий и тягучий запах смолки
Сживает душу и пленит…

(Галина Аксенова)

***

Сосновобрск. Высокий, светлый, славный,
Построен ты руками молодых.
И в твой фундамент, вкладывая камни,
Они надежды вкладывали в них.
Ты с ними рос, взрослея и мужая,
Дома свои, вздымая высоко..
(Галина Бобунова)

***

Я иду по пушистой аллее…
Возвышаясь, могучие сосны
Нежно лапой щеку мне лелеют,
Не боятся трескучих морозов.
На красивых ветвях чернобровых
Шишки, словно в букеты сложились.
Распустились платочком пуховым
Серебристые кисти снежинок.
Здесь все шорохи слышны и звуки,
Дерева в новогодних масках.
А тихонечко веточку тронешь –
Обнажаются зимние краски…

(Елена Капленко)

***

Есть города богаче, есть и краше,
Есть города огромней, веселей,
Но здесь, в Сосновоборске нашем,
Особая таинственность аллей,
Простор широких улиц, как проспектов….
Стоит среди полей, среди лесов,
В жителей, как юноша влюбленный,
Спокойный молодой Сосновоборск,
Светлый, терпеливый и зеленый.

(Галина Краснопеева)

***

Храни Красоту!

В березовой роще, средь белых стволов,
Стою, как в Божественном Храме.
И в шуме листвы слышу голос Богов:
“Храни красоту вместе с нами!”
Цветы, что раскинулись чудным ковром,
И шорох травы под ногами.
И молят, как будто, все лишь об одном:
“Храни красоту вместе с нами!”
И голос ручья, что журчит меж стволов,
И пение птиц меж ветвями
Торжественно вторят призывам Богов:
“Храни красоту вместе с нами”.

(Ида Мосина)

***

Здесь в Сосновоборске
Зори золотые,
Здесь в Сосновоборске
Радуги цветут.
Люди здесь живут
Веселые, простые,
Сосны-великаны
Землю стерегут.
Енисей, родной наш батюшка,
Дорогой наш богатырь.
По тайге течешь ты, катишься,
Прославляя Мать-Сибирь!

(Александра Шишова)

***

Я вдруг поняла, что не хочется
Столичного разного, броского,
Что сердце мое улыбается
Знакомому сосновоборскому.
Где воздух сосново-березовый,
Лужайки пестрят в одуванчиках,
А если зима и с морозами,
То прелесть ее не обманчива.
Зимою деревья нарядные,
Из блесток накидки хрустальные.
Весною - пахуче-приятные
На ветках их платьица бальные.

(Наталья Шурмель)

***

Белым жемчугом, гроздьями пышными
Разнаряжены тут дерева…
Срисовать такое не вышло бы,
Не сыскать, даже в сказках слова!
Даже песнею не озвучили б
Всех серебряных нитей зимы.
Кружева паутиной накручены,
Блеском солнца карманы полны.

(Елена Капленко)

***

Какое счастье, побывать в лесу!
Шагнуть, как в душ, в обильную росу,
Встречать рассвет и солнышка восход,
Услышать птиц веселый хоровод.
Узнать, где отдыхает вольный ветер,
Увидеть небосвод необычайно светел.
Постичь, как лес раскинулся широко,
И мощь его почувствовать глубоко.
Здесь осознать, что значит бесконечность
И ощутить космическую вечность!
В лесу такая жизни глубина…
Душа покоем и мечтой полна!

(Галина Аксенова)

На компьютерные столы. “Средства музыкальной выразительности”

Музыкальная партитура

Регистр –
Лад –
Штрих –
Темп –
Динамика –

Звуковое сопровождение