Урок литературы в 7-м классе "Рассказы Антоши Чехонте. «Хамелеон»"

Разделы: Литература


Цель урока: развитие читательских умений с использованием стратегий технологии критического мышления (чтение с остановками).

Задачи:

  1. Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы.
  2. Воспитывать любовь к русской литературе.
  3. Развивать читательские умения обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент.aa

2. Вступительное слово о А.П.Чехове. (Сообщение).

3. Работа с текстом.

– О чем речь пойдет в произведении с названием “Хамелеон”?

(Обучающиеся высказывают свои предположения).

– Кто такой хамелеон?

4. Словарная работа.

Хамелеон – 1. ящерица, меняющая свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.

5. Чтение с остановками.

Текст разбит на 10 частей. Текст делится на 9 смысловых частей. Читается часть текста, ставится вопрос, ученики высказывают предположительные ответы, которые фиксируются на доске, затем читается следующая часть текста и т.д. В конце делается вывод, в чем точка зрения автора и ребят совпали, а в чем разница и почему.

Читается 1 часть текста.

– Что происходит? ( обучающиеся высказывают предположения: Кого-то укусила собака)

-Можно предположить почему?

Читается 2 часть текста.

– Что делает полицейский надзиратель? (Идет, пытается разобраться).

3 часть текста.

– Что рассказал Хрюкин? (Он шел, собака выскочила, укусила его, он не виноват).

4 часть текста.

– Что предпримет Очумелов? (Как представитель закона выяснит, чья собака, примет меры, накажет виновных).

5 часть текста.

– Чья может быть собака? (бродячая, бедняка, барина, богатого человека).

– Как поступит Очумелов, если собака генерала? (накажет генерала, будет обвинять Хрюкина).

6 часть текста.

– Что произойдет дальше? (предположение, что собака не генерала).

7 часть текста.

– Как поступит Очумелов, узнав, что собака не генерала? (обвинит собаку и ее хозяина).

8 часть текста.

– Что произойдет дальше?

9 часть текста.

– Что ответит повар? (собака генерала, собака не генерала).

Зачитать концовку рассказа.

– Почему рассказ называется “Хамелеон”? (Очумелов постоянно меняет свое мнение в зависимости от того, чья это собака).

6.Словарная работа.

Хамелеон – слово имеет 2 –е переносное значение. Человек, который приспосабливается к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии.

– О чем говорит фамилия героя?

Очумелов – очуметь – потерять соображение, одуреть.

Очумелов – очень умелый.

– В чем он соответствует своей фамилии?

– О чем говорит фамилия второго героя?

Хрюкин – поступает по-свински. Сам виноват, а пытается свалить вину на собаку, ищет выгоду.

– Над какими качествами человека смеется А.П.Чехов? (преклонение перед чином, ложь, лицемерие).

– В чем совпала ваша точка зрения и точка зрения автора? (анализ записи на доске).

Обмен читательскими впечатлениями.

– Понравился ли рассказ Чехова?

– Захотелось ли еще почитать его рассказы?

Вывод: В своих произведениях Чехов поднимает проблемы нравственные. Что такое хорошо, а что такое плохо. Как должен и как не должен поступать человек. Поднимает темы: человек и чин, хамелеонство, невежество чиновников.

7. Домашнее задание.

Прочитать рассказы Чехова (2-3), ответить на вопрос: “О чем заставили меня задуматься произведения Чехова?”.

8. Итог урока.

Самоанализ урока

Класс: 7.

Тема урока: Рассказы Антоши Чехонте. “Хамелеон”.

Тип урока и его структура: урок изучения нового материала

  1. Каково место данного урока в теме? Как урок связан с предыдущим уроком? Как этот урок работает на следующие уроки? В 5-6 классах обучающиеся знакомились с творчеством А.П.Чехова. В 7 классе это 1 урок по его творчеству, но предполагается провести урок внеклассного чтения по его рассказам. Урок продолжает работу по обучению чтению литературного произведения, учит высказывать свою точку зрения.
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
    В классе 26 обучающихся. 7 в класс достаточно подготовлен по литературе. Более половины обучающихся имеют хорошие и отличные оцени по предмету. Несколько человек плохо читают, слабая техника чтения.
  3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитывающий объект), дать оценку в успешности достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
    Цель урока: развитие читательских умений с использованием стратегии технологии развития критического мышления (чтение с остановками). Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы. Воспитывать любовь к русской литературе.
    Развивать читательские умения обучающихся..
  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать ему полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

    На уроке применялась стратегия технологии критического мышления чтение с остановками, которая позволила учащимся высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы, заставила их задуматься над тем, почему иногда точка зрения их и точка зрения автора не совпадает (каждый человек имеет свое суждение). Проводилась работа с текстом, развивались навыки чтения во время чтения текста обучающимися и учителем.

  1. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этими этапами? Показать, как другие этапы урока работали на главный этап.
  2. Время, отведенное на все этапы урока распределялось рационально. Все этапы урока связаны между собой. Данная работа предполагает продолжение виде урока внеклассного чтения по рассказам Чехова и доманяя работа нацеливает на это.

  3. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  4. Портрет писателя, т.к. повторяются биографические сведения, выставка книг с рассказами А.П.Чехова.

  5. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  6. Контроль за усвоением материала предполагает письменный ответ на поставленный вопрос в качестве домашнего задания. Если обучающиеся затрудняются , то на уроке внеклассного чтения по рассказам Чехова будет еще раз акцентироваться внимание на тех проблемах, которые Чехов поднимает в своих произведениях.

  7. Психологическая атмосфера в классе на уроке и общение учащихся и учителя.
    Психологическая атмосфера на уроке хорошая, данная технология позволяет не боясь высказывать свою точку зрения, учит выслушивать мнения товарищей, позволяет соглашаться или не соглашаться с автором.
  1. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные результаты урока? Если не удалось, то почему?
    На уроке были реализованы поставленные задачи, цель достигнута.
  1. Наметить перспективы своей деятельности.
    Продолжить работу по использованию на уроках литературы стратегий технологии критического мышления. Развивать читательские умения обучающихся.