Урок информатики по теме "Растровая и векторная графика"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые и векторные изображения, пиксель, масштабирование, графические примитивы;
  • дать представление о видах графических изображений;
  • познакомить со сферами применения компьютерной графики;
  • познакомить с принципами формирования растровых и векторных изображений;
  • способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Форма урока: классно-урочная.

Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Технология обработки графической информации”.

Структура урока:

  1. 1. Орг. момент.
  2. 2. Изучение нового материала (теоретическая часть), (слайды презентации). Презентация
  3. 3. Первичное закрепление знаний.
  4. 4. Д/з. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Здравствуйте! Присаживайтесь!

2. Сегодня мы с вами приступаем к изучению следующей главы “Технология обработки графической информации”.

Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер.

Как вы думаете, почему?

Конечно. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. На компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться. И всё это можно сделать, не имея специального образования!..

Мы с вами уже немного говорили о графической информации. В каких программах вы уже работали и создавали рисунки? (Paint, MS WORD)

Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково? (Ответы детей)

Сейчас мы развеем ваши сомнения. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное.

Чем они отличаются, чем похожи, какое лучше: на все эти вопросы мы постараемся ответить в конце урока.

Итак, тема урока: “Растровая и векторная графика”. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

В течении урока мы с вами рассмотрим растровую и векторную графику и попробуем заполнить таблицу.

 

Растровая графика

Векторная графика

Как формируется изображение? (Основной элемент)    
Как изменяется в процессе масштабирования?    
Область применения    
Примеры графических редакторов    

Рассмотрите две картинки. Можете ли вы сразу определить, где векторное, а где растровое изображение?

Трудно.

Рассмотрим сначала растровое изображение. Как вы думаете, от какого слова происходит название растровое изображение? Что такое растр, пиксель? Мы можем придавать цвет группе пикселей или отдельно каждому?

Что такое процесс масштабирования? Что происходит при масштабировании растрового изображения? (Теряется качество изображения)

Для чего нужно растровое изображение человеку, где он применяет его?

Применение для обработки изображений, требующей высокой точности передачи оттенков цветов и плавного перетекания полутонов. Например, для:

  • ретуширования, реставрирования фотографий;
  • создания и обработки фотомонтажа, коллажей;
  • применения к изображениям различных спецэффектов;
  • после сканирования изображения получаются в растровом виде.

Второй вид изображения это векторное.

В растровой графике базовым элементом изображения является точка (пиксель), а что является основой векторной графики?

Векторное изображение формируется из объектов (точка, линия окружность, прямоугольник…- графические примитивы).

Что происходит при изменении масштаба, посмотрите на изображение… (качество изображения не меняется).

Применение:

  • для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и символьных изображений;
  • для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;
  • для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;
  • для моделирования объектов изображения;
  • для создания 3-х мерных изображений;

Мы с вами рассмотрели растровую и векторную графику. Давайте вернёмся к нашей таблице и постараемся её заполнить. У вас у каждого она находиться на парте, положите её перед собой. (параллельно с обсуждением, заполняют)

 

Растровая графика

Векторная графика

Как формируется изображение? (основной элемент) Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. Графические примитивы - точка, линия окружность, прямоугольник…
Как изменяется в процессе масштабирования? Теряется качество изображения Без потери качества
Область применения Обработка изображения (фотомонтаж, коллаж), Чертежи, схемы, логотипы….
Примеры графических редакторов    

Последнюю строчку заполните дома после того как прочитаете §2.1 в ученике.

Давайте запишем домашнее задание. У: §2.1 читать, заполнить таблицу.

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов, можно сравнить с построением изображения из мозаики.

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр: 0 и 1. Если 0 то точка не закрашена, если 1 то точка закрашена (пример чёрно-белого изображения).

Кодирование векторного изображения.

Для каждого примитива задаются координаты и цвет. Рассмотрим координаты.

Точка: (х, у)

Линия: (х1, у1)-координаты начала и (х2, у2) - координаты конца линии

Прямоугольник: задаётся координатами вершин, расположенных по диагонали (х1, у1) и

(х2, у2).Окружность: (х, у) координаты центра и R-радиус.

Рассмотрим пример кодирования векторного изображения.

По имеющимся описаниям восстановите рисунки.

1. Прямоугольник (10, 50), (60, 20)
Прямоугольник (20, 70), (30, 50)
Прямоугольник (60, 80), (90, 20)
Прямоугольник (70, 70), (80, 50)
Окружность (30, 20), 10
Окружность (70, 20), 10

2. Установить 10, 20

Линия к 30, 50
Линия к 20, 50
Линия к 40, 80
Линия к 60, 50
Линия к 50, 50
Линия к 70, 20
Линия к 50, 20
Линия к 50, 10
Линия к 30, 10
Линия к 30, 20
Линия к 10, 20

Подведение итогов. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с растровой и векторной графикой. Рассмотрели чем они отличаются. Можете ли вы определить какая графика лучше? Конечно, нет, т.к. область применения совершенно разные. Для работы с фотографиями лучше растровая, а для построения схем используют векторную.

Д/з.