Разработка урока на тему "Атмосферное давление"

Разделы: География


Цель урока:

  • сформировать представление об атмосферном давлении;
  • на основе простейших опытов раскрыть свойства атмосферного давления;
  • показать зависимость атмосферного давления от высоты и температуры;
  • показать взаимосвязь атмосферного давления и погоды.

Оборудование: оборудование для опытов, карта полушарий.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания: опрос по теме: “ Атмосфера, ее строение ” и сообщения детей об атмосфере из дополнительной литературы.

Вопросы к учащимся:

– Что такое атмосфера?

– Расскажите о составе атмосферы (воздух-смесь газов, водяной пар-0,16% объема атмосферы, аэрозоли – взвешенные частички органического и минерального происхождения, пыль, дым, крупинки льда).

– Расскажите о составе воздуха (азот-78%, кислород-21%, 0,03%-углекислый газ, остальные инертные газы).

– Почему воздух не рассеивается в Космосе?

– Какую роль выполняет атмосфера в жизни человека? (В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха).

– Для чего нужно изучать атмосферу?

– Из каких слоев состоит атмосфера?

Сообщения детей о слоях атмосферы.

– Самый нижний слой, – тропосфера (от греч. “тропэ”-“поворот”) получает тепло снизу, от Земли. Из-за поглощения Землей солнечных лучей воздух нагревается в десятки раз меньше, чем от Земли. Газовый состав почти постоянен. Меняется лишь количество водяных паров и аэрозолей. Только здесь образуются облака и выпадают осадки. Температура воздуха понижается в среднем на 6° С на каждый километр и на верхней границе тропосферы составляет до –55° С. Она была бы еще ниже, если бы не тепло, которое выделяется при конденсации водяных паров.

– Слой выше тропосферы – стратосфера, (от греч. “стратум”-“настил”). По мере подъема воздух в ней вначале медленно, а потом все быстрее нагревается примерно до –3 ° С на высоте около 55км. Главная особенность стратосферы – повышенное содержание озона на высоте 20-30 км. Он образуется из кислорода, который поглощает ультрафиолетовые лучи, тем самым предохраняя от их вредного влияния живые организмы, обитающие на Земле. В вышележащих слоях для образования озона не хватает кислорода, в расположенных ниже-– ультрафиолетовой радиации. Общее содержание озона во всей атмосфере соответствует слою толщиной 2-4 мм. Водяной пар почти отсутствует.

– Слои атмосферы выше 50 км проводят электричество и отражают радиоволны. Это позволяет налаживать дальнюю радиосвязь вокруг Земли. Поскольку при сложных химических реакциях образуются ионы, верхнюю часть атмосферы называют ионосферой.

Под действием солнечной радиации в верхних слоях атмосферы часто возникают свечения. Самое эффективное из них — полярное сияние.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

– Человек всегда находится в прямой зависимости от погоды, которая формируется в тропосфере. Может быть у природы и “нет плохой погоды”, но отнюдь не “каждая погода благодать”, поэтому погода и ее прогноз занимают большую роль в жизни людей. Чтобы понять, почему погода меняется в течение дня, необходимо изучить характеристики погоды. Одним из главных характеристик погоды является атмосферное давление т.е. давление воздуха. Воздух окружает нас, он необходим для жизни. Люди настолько привыкли вдыхать воздух, двигаться в нем и ощущать его кожей, что перестали его замечать. Однако воздух, как и все вещества имеет определенные свойства и влияет на все происходящее на Земле. Важным свойством воздуха является его масса и вес.

– Как вы думаете, тяжел ли воздух? Проведем простейший опыт (приложение №1).

  1. Надуваем два шарика до одинакового размера и завязываем ниткой.
  2. Вешаем вешалку на поручень, а к каждому концу вешалки прикрепим прищепкой воздушный шарик.
  3. Уравновесим.
  4. Проткнем один шарик булавкой. Из него выходит воздух.
  5. Вешалка наклоняется в ту сторону, где остался шарик. Равновесие нарушилось.

 – Какой вывод можно сделать?

– Вывод: выпущенный из шарика воздух был тяжелее, чем вытесняемый им воздух.

– Если воздух имеет вес, следовательно он оказывает давление на соприкасающуюся с ним поверхность.

– Как мы можем это доказать?

Подготовленный ученик показывает опыт (приложение №2).

 

  1. Наливаем в стакан до краев.
  2. Накрываем белым листом бумаги.
  3. Осторожно переворачиваем стакан с водой.
  4. Вода не выливается.

– Какой вывод можно сделать?

– Вывод: на бумагу снизу давит воздух.

– Значит вы, ребята, находитесь под постоянным давлением не только со стороны учителей и родителей, но и со всех сторон на нас давит воздух, а этого мы не замечаем , так как жидкости внутри нашего тела несжимаемы, и это давление не может нас расплющить.

– Так чему равна эта сила?

Проведем простейший опыт (приложение №3)

  1. Положим линейку на стол так, чтобы 1/3 ее
  2. длины выходила за край стола.

  3. Накроем линейку газетой и разгладим лист
  4. так, чтобы выдавить из-под него воздух.

  5. Ударим по свисающему концу линейки.

Линейку сдвинуть довольно трудно, так как

воздух давит на бумагу.

4. Вывод: чем больше лист, тем больше воздуха на него давит.

 – Давление определяется весом столба воздуха, равного по высоте всей толщины атмосферы. Подсчитано, что такой столб воздуха давит на площадку в 1 см с такой же силой, как гиря в 1 кг 33г.

Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы , называется АТМОСФЕРНЫМ ДАВЛЕНИЕМ . За нормальное атмосферное давление принято давление ртутного столба высотой 76 см сечением в 1 см на уровне моря на широте 45° С при температуре 0° С. Оно равно 760 мм рт. ст. Для каждой местности характерно свое атмосферное давление .

Ребята делают запись в тетрадях: 760 мм рт.ст. – нормальное ат.д.

780 мм рт.ст. – повышенное ат.д.

740 мм рт.ст. – пониженное ат.д.

– Как вы, думаете, почему в горах трудно дышать?

– Потому, что воздух становится менее плотным или частицы воздуха располагаются свободно, что приводит к понижению давления давление.

Запись в тетрадях: на каждые 10,5 метров подъема вверх давление уменьшается на 1 мм рт.ст.

– Почему на территории Чувашии атмосферное давление регистрируется в пределах

738 мм рт.ст. –751мм рт.ст.?

– Чувашия находится на северо-востоке Приволжской возвышенности, где абсолютная высота составляет 200 –280 метров.

– Атмосферное давление зависит не только от высоты, но и от температуры. Убедиться в этом можно, проделав следующие опыты. Для этого используем простейший прибор, изготовленный своими руками.

Объяснение учеником об устройстве и работе прибора: (приложение №4)

1 положение

Разрежем воздушный шарик и туго натянем на банку. Закрепим резинкой.

Заострим конец соломинки. Второй конец приклеим к натянутому шарику клейкой лентой.

Нарисуем на картонной карточке шкалу и поставим картонку у конца стрелки.

2 положение:

– Нагреваем баночку немножко феном для укладки волос. Воздух в баночке нагревается, расширяется, крышка набухает, соответственно конец соломинки опускается вниз, что показывает понижение давления.

3 положение:

– К концу урока банка остывает, воздух в баночке охлаждается, сжимается, крышка опускается вниз, соответственно соломинка поднимается вверх, что показывает повышение атмосферного давления.

– В открытом пространстве, наблюдая за этим прибором мы убедились, что повышение атмосферного давления приводит к улучшению погоды, а понижение – к ухудшению.

IV. Закрепление:

– Таким образом:1. Воздух имеет вес и силу.

2. Воздух давит на окружающие предметы.

3. Атмосферное давление зависит от абсолютной высоты местности и температуры.

4.Изменение атмосферного давления влияет на погоду.

V. Домашнее задание: параграф 35, задача №3.

ВСЕ ОПЫТЫ ВЗЯТЫ ИЗ КНИГИ “ МОИ ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ”

Издание на русском языке, издательская группа “КОНТЭН”, 2003 год.