Избирательное право

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Подвести учащихся к пониманию, что демократия - это сложный процесс, требующий ответственности; к пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.
  • Подвести учащихся к пониманию того, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса и участвует в управлении страной.
  • Развивать умения: сбор и анализ информации, умение делать выводы. Дидактическая задача: Обеспечить первичное осмысление нового содержания.

План урока:

  1. Что такое выборы как элемент демократии?
  2. Какие законы регулируют процедуру выборов?
  3. Как происходят выборы?

Оборудование:

  • эпиграф: "Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством" (Аристотель);
  • Конституция РФ (на каждый стол);
  • список законов, регулирующих выборы (на столе);
  • листы самоконтроля.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих: Ощепкова А., Киселев А., Кирпичникова Н.

Организация внимания.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Сообщаю тему урока, его цели и задачи изучения нового материала. Обращаю внимание на актуальность и практическую значимость темы: во-первых, вы будущие избиратели; во-вторых, в республике скоро выборы президента и мэра. Ребята делают записи в тетради с доски.

3. Этап усвоения новых знаний

Обращаю внимание детей на эпиграф, прошу выделить ключевые слова-фразы.

Урбанов О.: Ключевыми словами, на мой взгляд, являются гражданин и государство.

Скворцов М.: Гражданин должен властвовать над собственным государством.

Большинство ребят склоняются ко второму мнению.

Учитель: Хорошо, ребята, вы правы. Но как можно властвовать над собственным государством? Посредством чего? Эту задачу мы сегодня должны решить. Итак, приступаем к первому вопросу плана:

1) Людям издавна свойственно выбирать. С первобытных времен и до сегодняшнего дня они совершенствовали это свое умение. В ходе истории развития общества сложились различные политические режимы, наиболее перспективный - это демократический режим. Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу "Основные черты политических режимов", но названия колонкам не даны. Дайте колонкам название (по новейшей истории давались характеристики политических режимов).

Самьяев А. выходит к доске и дает название колонкам: 1. Авторитарный; 2. Демократический; 3. Тоталитарный.

Учитель: Какой политический режим вас привлекает больше всего и почему?

Большинство ребят выбирают демократический режим.

Урбанов О.: При демократии присутствует народовластие; строгое соблюдение прав и свобод; свободные и честные выборы.

Учитель: Откройте стр. 35 учебника и дайте определение выборам в России.

Учащиеся пишут определение в тетрадь.

Учитель: Кого выбирают граждане РФ?

Ардаев А.: Президента РФ, депутатов Государственной Думы.

Самьяев А.: Мэров городов, губернаторов, депутатов органов государственной власти субъектов Федерации, президентов республик.

Учитель: Насколько важна для демократии процедура выборов?

Скворцов М.: Если механизм выборов не будет действовать правильно, то не будет действительно избранных народом государственных органов власти.

Леонова Т.: Нет честных выборов - нет демократии.

Учитель:

2) Процесс выборов в России регулируется законами. Прочитайте список федеральных законов (на столе у учащихся).

Учитель: Откройте стр. 39 "Правовые акты" и из ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" выпишите основные принципы участия гражданина в выборах.

Соковиков К.: Избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного прав при тайном голосовании. Добровольно, без принуждения.

Учитель: Предлагаю ребятам вопросы для обсуждения:

Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях с 14 лет?

Соковиков К.: Потому что человек становится взрослым, а до этого был ребенком. Так записано в Конвенции ООН о правах ребенка.

Урбанов О.: Участие в выборах- это большая ответственность.

Леонова Т.: В 14-15 лет невысок уровень образования и мало жизненного опыта (Самьяев А. и другие).

Учитель: Не будет ли целесообразным ввести имущественный ценз для кандидата в депутаты?

Миронова Л.: Нет. Имущественный ценз вводить нельзя, т.к. нарушаются принципы избирательного права: равность, всеобщность.

Мурдонова Л.: У кого нет денег, те не смогут стать кандидатами в депутаты, а это несправедливо.

Урбанов О.: У некоторых деньги заработаны нечестным путем, поэтому велика опасность проникновения во власть представителей организованной преступности.

Учитель:

3) Предлагаю вам поработать с Конституцией РФ (ст. 4. ч. 2., ст. 15. ч. 1.) и выяснить принципы избирательной системы. Для чего нужно следовать этим принципам?

Учащиеся: Для установления единого правового пространства в стране. Отсутствие злоупотреблений на местах.

Затем предлагаю детям проблемный вопрос: Всегда ли выборы являются демократичными?

Учащиеся: Нет, не всегда: а) безальтернативные выборы; б) тайные выборы; в) не прямые; г) выборы в обстановке давления.

В ходе обсуждения делается вывод, что сами по себе выборы не гарантия демократии, поэтому важна и система проведения выборов.

Предлагаю слово Ардаевой А. и Кучиной Г. Они дома подготовили материал по характеристике мажоритарной и пропорциональной системам (использовали материал А.Ф. Никитина "Основы государства и права",  34, стр. 200-203; учебное пособие "Выборы в демократическом обществе", стр. 11).

Учащиеся фиксируют в тетради негативные и позитивные черты этих систем следующим образом:

Мажоритарная избирательная система

позитивное негативное

Пропорциональная избирательная система

позитивное негативное

В ходе обсуждения делаем выводы:

а) тип избирательной системы зависит от политических, исторических, психологических и других особенностей страны;

б) можно использовать и ту и другую систему (смешанную).

4. Этап закрепления нового материала

Учащимся раздаются листы самоконтроля со следующими вопросами:

1) С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?

2) Что такое ценз?

3) Почему гражданин участвует в выборах?

4) Назовите принципы избирательной системы в России.

5) Какие законы определяют порядок выборов в России?

6) Назовите типы избирательных систем.

По окончании работы проводится взаимопроверка.

Учитель: Вернемся к нашей задаче. Посредством чего гражданин может "властвовать" над собственным государством?

Учащиеся: Граждане могут и должны управлять государством посредством участия в выборах.

5. Домашнее задание: Параграф 6, практикум 1-4. Напишите сочинение-рассуждение по данному вопросу. При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достойных людей?

Литература:

  1. Никитин А.Ф. Право и политика. М, 1997.
  2. Никитин А.Ф. Основы государства и права. М., 2000.
  3. Выборы в демократическом обществе: Учебное пособие. / Под ред. Воскресенской Н.М., Положевца П.Г. М, 1996.