Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе "Эпоха Александра I. 1801-1825 гг."

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Систематизация и контроль качества знаний по указанной теме.
  • Сформировать у учащихся целостное восприятие эпохи - первой четверти 19-го века.
  • Совершенствовать умения работы с исторической картой, анализировать, сопоставлять, сравнивать, составлять чёткий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карта "Россия в 1-й четверти 19-го века".

Оформление доски.

Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).

Форма проведения урока: урок - игра, с использованием интерактивных технологий.

При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.

Вступительное слово учителя: "Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно - обобщающий урок по теме: "Эпоха Александра I 1801-1825 гг.". Перед нами поставлена задача не просто повторить изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания по очень важному и интересному периоду в истории России.

Итак, сегодня у нас соревнуются три команды:

Представление капитанов, эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе, которые находятся на столе у каждой команды. Каковы они?

Правила работы в группе: (эти правила должны быть заранее объяснены участникам, во время интерактивного занятия написанные правила должны находиться на видном месте, чтобы в случае разногласий в группе, можно было обратиться к правилам).

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.
  2. Говори по теме, понятно, кратко.
  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
  7. Поощряй других к участию в обсуждении.
  8. Будь доброжелателен и терпим.
  9. Задавай вопросы на понимание ( "Правильно ли я понял, что:").
  10. Соблюдай правило "трёх нельзя":
    нельзя говорить: "всё уже сказано";
    нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Учитывая возрастные особенности восьмиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:

  1. Правило уважения: когда говорит один- остальные слушают.
  2. Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
  3. Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Для оценки нашей работы у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, а в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.

Вступительное слово учителя: "Россия в начале 19-го века - огромная держава: площадь - 16 миллионов километров квадратных (1/ 6 часть земной суши ), население - 40 миллионов человек, плотность населения- менее 2,5 человек на 1 километр квадратный, общество - сословное".

Вопрос классу: что такое сословия? На доске выписаны сословия российского общества: дворянство, крестьяне (государственные, удельные, крепостные), казаки, мещане, купцы, духовенство.

Задание командам: назвать привилегированные, полупривилегированные, податные сословия.

Используя запись на доске, учащиеся дают ответ.

Учитель: "Анализируя на уроках особенности экономического развития России, мы пришли к выводу, что в России происходит разложение феодальных отношений и зарождение капиталистических".

Задание командам: из предложенного выбрать признаки капитализма (каждая команда получает задание на стол):

  • барщинная система хозяйства;
  • специализация районов;
  • оброк;
  • барщина;
  • мануфактура;
  • формирование Всероссийского рынка;
  • система крепостного права;
  • абсолютная монархия;
  • ярмарки;
  • разделение труда;
  • натуральное хозяйство;
  • помещичье землевладение;
  • превращение ремесла в мелкотоварное производство;
  • использование в промышленности и сельском хозяйстве труда крепостных;
  • развитие товарно - денежных отношений;
  • денежный оброк.

Проверили правильность выполнения задания.

Вопрос командам: Назовите условия необходимые для развития капитализма. Команды дают ответ: капитал, рынок свободной рабочей силы, рынок товаров. Развитие капитализма - закономерный прогрессивный процесс.

Вопрос командам: Назовите то, что мешало развитию капитализма? Команды дают ответ: крепостное право, самодержавие, помещичье землевладение.

Учитель: "Такую Россию получил для управления Александр I".

Вопрос классу: в ходе какого события Александр I пришёл к власти? Команды дают ответ: путём Дворцового переворота 11 - 12 марта 1801 года.

Вопрос классу: что Вам известно о таких личностях, как Кочубей Виктор Павлович, Строганов Павел Александрович, Новосильцев Николай Николаевич, граф Чарторыйский? Команды дают ответ: "Негласный Комитет" (1801 - 1803 г.г.).

По одному человеку от команды приглашаются за отдельный стол.

Задание: соотнесите даты и события начала правления Александра I:

1801г. "Указ о вольных хлебопашцах".

1803 г. Запрещены публикации о продаже крестьян.

1801 г. Право не дворян покупать землю.

1808 г. Запрет продавать крестьян на ярмарках.

1809 г. Ограничение произвола помещиков в отношении крестьян.

1802 г. Учреждение Государственного Совета.

1810 г. Учреждение министерств.

"Негласный комитет" - ближайшее окружение Александра I, друзья императора изучил обстановку в стране и приходит к выводу о необходимости решения аграрного вопроса и проведении реформ госаппарата. Таким образом, с деятельностью "Негласного комитета" связан либеральный период правления Александра I.

Задание командам: сравнить решение аграрного вопроса в правление Павла I и Александра I. Напоминание командам, что при сравнении находим общие черты и различия. Команды дают ответ.

С 1807 г. в ближайшем окружении Александра I оказывается М.М. Сперанский.

Задание командам: что предлагает изменить Сперанский М.М. в системе управления Россией? На доске создана схема "Государственное устройство России в проекте Сперанского М.М.".

Команды дают ответ: Сперанский М.М. предлагал реализовать основные принципы деятельности государственных органов власти:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
  • независимость судебной власти;
  • ответственность исполнительной власти перед законодательной;

Задание командам: Что из предложенного было реализовано в России?

Знатоки реформ государственного аппарата приглашаются за отдельный стол.

Задание: Назвать функции министерств и их отличия от коллегий.

Задание командам: Дайте определение понятиям и терминам. Каждая команда получает листок с заданием:

  • барщина;
  • оброк;
  • абсолютная монархия;
  • ярмарка;
  • натуральное хозяйство;
  • дворцовый переворот;
  • мануфактура;
  • Всероссийский рынок;
  • коалиция;
  • Коституция;
  • континентальная блокада;
  • духовенство;
  • "месячина";
  • дворцовый переворот;
  • товарно - денежное хозяйство;
  • Юрьев день;
  • пожилое;
  • заповедные лета;
  • урочные лета

Внешняя политика 1801 - 1812 г.г.

Задание командам: назвать основные направления и задачи внешней политики Александра I.

Команды заполняют таблицу: "Войны России с Турцией и Ираном", отражая в ней причины войн и условия заключения мира, рассматривая таким образом восточное направление внешней политики Александра I.

Знатоки западного направления внешней политики и участия России в антифранцузских коалициях, а так же условий Тильзитского мира приглашаются за отдельные столы.

Задание: назвать даты участия России в антифранцузских коалициях, основные события и их результаты, а также дату и условия Тильзитского мира, позитивные и негативные последствия для России этого договора.

Соглашения, заключённые в Тильзите не могли быть прочными. Наполеон продолжал захватническую политику в Европе, что вызывало возражения со стороны Александра I. Это раздражало Наполеона, привыкшего к раболепству. С 1810 г. отношения между Россией и Францией испортились. Активная внутренняя политика Александра I будет прервана войной 1812г., в состояние которой , в силу непримиримых противоречий сползала Россия и Франция.

Задание командам: назовите основные причины войны 1812г.; назовите наиболее значимые сражения Отечественной войны 1812г., расположите их в хронологической последовательности.

Знатоки карты приглашаются за отдельные столы для выполнения задания на контурных картах.

Вопрос классу: Почему война называется Отечественной, народной? В чём её историческое значение? Когда состоялся Заграничный поход русской армии, каковы его цели? Что получила Россия по решениям Венского Конгресса?(показать по карте).

Значение Заграничного похода: Россия на несколько десятилетий стала ведущей европейской державой, оказывавшей влияние не только на европейскую политику, но и на мировую.

Учитель: "Политика Александра I после Отечественной войны связана с именем Алексея Андреевича Аракчеева".

Задание командам: выбрать из предложенных событий либеральные и реакционные преобразования России.

Учитель: "В эпоху Александра I в России зарождается революционная идеология декабристов".

Задание командам: Раскрыть планы декабристов о переустройстве России через знание программ Северного и Южного обществ по плану:

  • Государственное устройство;
  • Крестьянский вопрос;
  • Гражданские свободы;
  • Крепостное право;
  • Сословный строй;

Команды составляют предложенную им таблицу.

Задание командам: объяснить крылатые выражения, кому принадлежат и по какому поводу сказаны?

"Дней Александровых прекрасное начало:".

"Вот взошло солнце Аустерлица".

"С потерею Москвы не потеряна Россия".

"Они будут во что бы - то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудово:".

"Не угодно ли вам, государь, променять этого человека на какое либо королевство".

"Я отращу себе бороду и буду есть картофель с последним из своих крестьян, но не подпишу стыд своего Отечества".

"На Москву ведёт множество дорог, но одна из них - через Полтаву".

"Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое дал под Москвой".

"Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её".

Подведение итогов: капитаны выставляют оценки команде, команда - капитану.

Использованная литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 19 век. - М., 2006.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику "История России 19 век". - М., 2006.
  3. Жукова Л.В. История России 19 века. Пособие для учащихся. - М., 1996.
  4. Зырянов П.Н. История России 19 век. 8 кл. - М., 1998.