Информационные технологии на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятий

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Цель

Расширить представления учащихся о выразительных средствах цвета.

Задачи

– развивать чувство цветовидения, умение выразить настроение через “борьбу” тёплых и холодных цветов;

– воспитывать любовь к изобразительному творчеству, аккуратность в выполнении работы;

– научить различать тёплые и холодные цвета, дать представления о компоновки рисунка на листе бумаги.

Оборудование

Для учителя: конспект урока, компьютер, мультимедийный проектор, экран, графический планшет, мультимедийная презентация, ЦОР.

Для учащихся: бумага, краски.

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  2. Объяснение нового материала (10-15 мин).
  3. Практическая работа учащихся (15-20 мин).
  4. Итог урока (5-7 мин).

Ход урока

1. Организационный момент:

– приветствие учащихся;

– проверка готовности к уроку;

– положительный настрой на урок:

Молодцы, все готовы к уроку, наверное, вы хотите узнать что-то интересное на уроке и нарисовать красивые рисунки!

2. Объяснение нового материала:

– сообщение темы и цели урока:

сегодня наш урок посвящён такому средству художественной выразительности как цвет! Сегодня вы узнаете, что существуют не только основные цвета, а узнаете, какие чудеса происходят, когда встречаются тёплые и холодные цвета!

– изложение темы через использование ЦОР:

В начале учебного года вы должны уже были говорить о том, что художники-живописцы (художники, которые пишут картины при помощи красок, используют цвет) из всего многообразия цветов выделили самые главные цвета и назвали их основными.

Кто-нибудь помнит, какие это цвета?

Если вы забыли об этом, то предлагаю вам посмотреть на экран, где вам расскажут не только об основных цветах! Слушайте внимательно и запоминайте!

Демонстрирование на экране ЦОР “Выразительные свойства цвета” (http:/files.school-collection.edu/ru).

– закрепление нового материала:

Так кто мне может назвать основные цвета?

А теперь я предлагаю вам отправиться в мысленное путешествие в царства двух принцесс: в царство принцессы Льдинки и царство принцессы Огонёк.

Расскажите, что мы может встретить в царстве Льдинки, какие цвета там преобладают.

А чем отличается царство принцессы Огонёк?

А почему так называют цвета – тёплые и холодные? Одни греют как огонь, а другие вызывают ощущение холода.

А как бы вы назвали настроение этих принцесс? Какими бы цветами вы передали чувство светлой радости, печали?

А теперь я приглашаю вас на выставку, где можно увидеть работы художников, в которых они использовали тёплые и холодные цвета.

(На экране одна за другой высвечиваются три различные работы: костёр на фоне тёплом, светлом холодном, загадочном тёмном холодном).

Одна из этих работ очень нравится принцессе Огонёк, а другая Льдинке.

Кто скажет, какие это работы и почему?

А кто скажет, на какой из этих работ огонь горит ярче, выразительнее и почему?

Вот оказывается, какие происходят чудеса, когда встречаются тёплые и холодные цвета! Они как бы зажигают друг друга. Становятся от этого ярче, активнее. Этот эффект художники используют, когда им нужно написать лунный свет или свет ночного фонаря. В этом случае не нужно доводить небо до черноты, а необходимо изобразить его через таинственное, загадочное сочетание холодных цветов.

объяснение композиционного построения рисунка с использованием графического планшета: сегодня вам тоже предстоит нарисовать костёр на ночном небе, если вам необходимо, то работу можно начать с подготовительного рисунка карандашом (показ на экране). Обратите внимание на композицию рисунка – костёр не должен быть слишком большим или слишком маленьким! (На графическом планшете я изображаю сначала мелко пламя костра и интересуюсь у учеников, правильно ли я нарисовала. Требую от них аргументированного ответа. Затем я рисую костёр очень крупно и тоже интересуюсь правильностью составления композиции. Третий рисунок я выполняю правильно, но прошу прокомментировать мою композицию.) Работу в цвете лучше начать с изображения неба, используя холодные цвета, затем можно начать работу над изображением костра. Сначала можно показать красным цветом центральную часть каждого язычка пламени, дальше дополняем каждый язычок оранжевым цветом и завершаем работу жёлтым цветом, стараемся сделать переход одного цвета в другой мягким, плавным. (На графическом планшете я демонстрирую работу сначала карандашом, затем заливкой, пламя рисую сначала широкой кистью, потом разбрызгивателем). Не забывайте про аккуратность при выполнении работы!

Какие ко мне вопросы по выполнению работы? Если всё понятно, можно начать работу!

3. Практическая работа учащихся:

ученики выполняют изображение костра на фоне загадочного ночного неба при помощи красок.

Примерно на 20-ой минуте урока проводится физкультминутка для рук и глаз.

4. Итог урока:

– организация и анализ мини выставки работ учащихся;

– самоанализ собственных работ;

– подведение итога урока учителем:

Сколько костров! Даже в классе стало как-то теплее! Вот какими выразительными особенностями обладает цвет!

Ребята, а вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

А что было самым интересным? Мне тоже понравилось с вами работать, молодцы вы замечательно поработали! Удачи вам в дальнейшей учёбе!

Презентация