Урок по географии в 6-м классе по теме "Подземные воды"

Разделы: География


Цель:

  • дать понятия "подземные воды", "водопроницаемый слой", "водоупорный слой", "водоносный слой", "грунтовые воды", "родники", "межпластовые воды", "минеральные воды";
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, оценивать влияние деятельности человека на загрязнение подземных вод; использовать жизненный опыт для решения проблемы;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам страны.

Форма проведения: комбинированный урок с элементами исследования.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • физическая карта полушарий,
  • 2 воронки,
  • 2 стакана,
  • песок,
  • глина,
  • картина "Образование подземных вод",
  • проектор со слайдами.

1. Организация класса.

    Проверка готовности к уроку.

2. Постановка задачи: Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, изученные географические объекты и рассмотрим новую тему.

3. Проверка домашнего задания.

Индивидуально: на контурных картах по обозначению географических объектов выполняют работу 4 ученика; письменно по плану описывают моря 2 ученика.

Фронтально:

- Чем отличаются течения от движения воды при волнении?

(течение - горизонтальное движение воды, волны - вертикальное).

  • Какова главная причина течений на поверхности океанов? (постоянные ветры).
  • Какие бывают течения по свойствам воды? (тёплые и холодные).
  • Назовите и покажите самое мощное холодное течение. (течение Западных ветров).
  • Покажите на физической карте следующие течения: Гольфстрим, Перуанское, Лабрадорское.

4. Изучение новой темы.

Чтобы узнать название темы нашего урока, вам нужно в ходе географической разминки давать правильные ответы. Обратите внимание на то, насколько хорошо вы знаете изученные географические объекты.

Проходит "Географическая разминка". Названия объектов написаны на доске, в каждом слове выделена определяющая буква. В ходе называния учащимися географических объектов, учитель открывает слова

  1. Залив на востоке Аравийского полуострова. (Персидский)
  2. Полуостров в Индийском океане. (Индостан)
  3. Остров у побережья Африки. (Мадагаскар)
  4. Самые высокие и молодые горы. (Кавказ)
  5. Самый большой остров на Земле. (Гренландия)
  6. Самые высокие горы на Земле. (Гималаи)
  7. Море, солёность которого составляет 42 промилле. (Красное)
  8. Горы в Южной Америке. (Анды)
  9. Самый широкий пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду. (Дрейка)
  10. Самый большой полуостров. (Аравийский)
  11. Мощное тёплое течение, образующееся у берегов Африки. (Гольфстрим)
  12. Холодное течение у берегов Северной Америки, имеет одноименное название с полуостровом. (Лабрадорское)
  13. Самый большой полуостров в России. (Таймыр)
  • Обратите внимание на выделенные буквы, назовите тему урока. (Подземные воды)
  • Запишите название темы в тетрадь.
  • Какое слово в новой теме является определяющим ? (Подземные)
  • А сейчас попробуем для нашего урока нарисовать солнышко с необычными лучами, а с задачами на наш урок.

Учитель вывешивает круг, в центре которого написано определяющее слово урока "Подземные".

У нашего солнышка будет четыре луча: "Знаю", "Хочу знать", "Узнал", "Сообщу что-то интересное". (Учитель рисует лучи и подписывает их).

Расскажите о том, что вы уже знаете о подземных водах. (Запись в тетрадь: "Подземные воды- воды, находящиеся в земной коре")

Как же вода попадает под землю? (Нужны два условия: атмосферные осадки и породы, пропускающие воду).

Сейчас мы проведём опыт, который позволит сделать вывод о том, какие породы достаточно хорошо пропускают воду.

Показ опыта: ставим два стакана с двумя воронками. В одну воронку насыпаем песок, а в другую - глину. Учащиеся наблюдают и делают вывод, что сквозь песок вода прошла быстрее, чем через глину.

Запись в тетрадь:

Легко пропускают: песок, гравий, известняк - водопроницаемые.

Не пропускают: глина, гранит без трещин - водонепроницаемые (водоупорные).

Рассмотрим образование подземных вод.

Самостоятельное рассмотрение рисунка по образованию подземных вод.

_________осадки________________________

_._..__.__песок_._____________________

________водоносный слой________________* источник

________глина___________________________________

  • Расскажите как по вашему мнению образуются подземные воды ?
  • Как вы думаете, что происходит с подземной (грунтовой водой), если она залегает между двумя водоупорными слоями?
  • Посмотрите в учебнике, как называются эти воды. (межпластовые)

Образование минеральных вод.

  • Предположите, как могут измениться свойства подземных вод, когда они протекают по грунту? (В них растворяются вещества).
  • Если при протекании по грунту в воде растворено много минеральных веществ, они называются минеральными. От того, каких минеральных веществ растворено больше, вода приобретает определённый вкус, запах. Минеральную воду используют в лечебных целях.
  • Кто знает, где у нас в России есть большие запасы минеральной воды?

Показ слайдов с изображением городов и запись в тетрадь:

Минеральные воды: Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск.

  • Кто знает, в каких городах Волгоградской области есть минеральные воды? (Волгоград- Горная поляна; Михайловка - Себряковская; Дубовка ).

Охрана подземных вод.

  • Подземные воды - богатство страны и их нужно охранять.
  • Как вы считаете, количество подземных вод бесконечно или их количество может уменьшаться?
  • В какое время года происходит пополнение подземных вод? (весной)
  • Подземная вода не защищена от загрязнения, просачивания сточных вод, попадания нефти.

Чтение стихотворения учащимся.

"Ты береги нас!"
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил ручей свой бег:
"Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"

5. Итог.

- Возвращаемся к нашему солнышку и ответим на ряд вопросов "Что узнал?"

- Что называют подземными водами?

  • Что является источником пополнения подземных вод?
  • Какие условия необходимы, чтобы вода просачивалась?
  • Какую роль выполняют подземные воды? (регулируют уровень воды в реках, играют большую роль в водоснабжении населения).

6. Домашнее задание.

- Луч солнышка спрашивает: "Кто из вас сможет сообщить интересное о подземных водах?". (Желающие готовят сообщения).

- Знать новые понятия.