Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


...Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
К.Д.Ушинский

Ребенок должен быть счастлив. Это утверждение разделяют все. Но нельзя забывать, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию.

Что касается воспитания нашего подрастающего поколения, то его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное воспитание детей и подростков.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет воспитание как «первостепенный приоритет в образовании». Воспитание, говорится в этом документе, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания «формирование у школьников гражданской ответственности.., духовности и культуры...»

С этой же целью губернатором области Е.С. Савченко принята «Концепция создания системы духовно-нравственного воспитания молодежи на основе православных традиций».

В светскую школу вошли кружки, факультативы, уроки по основам православной культуры. Но как сказал клирик Христорождественнского храма иерей Никита Заречневый: «Вопрос не в том, чтобы сделать из светской школы православную, а в том, чтобы русский человек мог узнать о том, что двигало к подвигу благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, откуда черпали вдохновение Пушкин, Достоевский».

Психологи утверждают, что нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве. А уже потом проявляется и развивается то, что заложено.

В.А. Сухомлинский говорил: «Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества».

Именно младший школьный возраст - время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил.

Исходя из этого, важное психолого-педагогическое знание приобретает развитие у детей данного возраста основных духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе. На это и направлен план работы, который я составила в этом году для своего класса.

Основными формами работы, наряду с беседами воспитательного характера, являются внеклассные мероприятия, экскурсии, оформление выставок, альбомов, помощь нуждающимся людям.

Помимо словесного метода изложения материала запланировано использовать самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, поделки, сочинения и т.д.

Все намеченные мероприятия распределены по пяти разделам, в зависимости от целей, которые перед ними поставлены.

Раздел I. Воспитание красотой.

Зимнее утро. На улице ещё темно. Идем с дочкой в школу.

- Посмотри, на что похоже это дерево? - спрашиваю я.

- На большую снежную бабу, а то на медведя... И так до школы.

И ребенок по - другому смотрит на дерево, припорошенное снегом, видит красоту зимнего утра.

Встречи с окружающим миром расширяют его представления, рождают любознательность, обогащают духовно. Чуткость, отзывчивость души - немаловажная черта характера.

Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения красотой: красотой живой природы, поэтической речи, музыки, красотой живописи.

  1. Внеклассное мероприятие «Праздник Золотой осени».
  2. Интегрированный урок развития речи, изобразительного искусства, музыки «Волшебница зима».
  3. Выставка рождественских открыток «Свет Вифлеемской звезды».
  4. Экскурсия в весенний парк «Весна в творчестве С. Есенина».
  5. Час духовной музыки.

Раздел II. Уроки воспитания характера.

Цель: сформировать позицию неприятия жестокости, пошлости, хамства. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви, научить быть отзывчивыми к сверстникам, старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликт.

  1. Уроки уважения.
  2. Уроки ответственности.
  3. Уроки честности.
  4. Уроки смелости.
  5. Уроки трудолюбия.
  6. Уроки доброты.
  7. Уроки сострадания.
  8. Уроки гражданственности.

Раздел III. Введение во храм слова.

Цель: познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в тоже время строгим и нравственно-возвышенным миром художественной литературы.

Чтение и обсуждение:

  1. Л.Н.Толстой « Рассказы для детей».
  2. В.Н. Осеева «Рассказы».
  3. Н.Телешов «Покровитель мышей». Уроки внеклассного чтения:
  4. Е.А Благинина «Посидим в тишине», Ю.Я. Яковлев «Мама».
  5. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Просмотр и обсуждение видеофильмов:

  1. «Щелкунчик, или мышиный король» по мотивам сказки Э.Гофмана.
  2. «Снежная королева» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена.

Раздел IV. Радетели Земли Русской.

Цель: развивать интерес к истории родной страны, сформировать представления обучающихся о подвигах защитников Руси, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

  1. Беседа «Благоверный князь Александр Невский».
  2. Беседа «Защитник земли русской - Дмитрий Донской».
  3. Классный час «Сергий Радонежский - духовный собиратель Руси и русского народа».
    Устный журнал «День ангела».
  4. « Великий князь Владимир».
  5. «Князь Игорь».
  6. «Великая княгиня Ольга».
  7. Праздник «Первоучители словенские».

Раздел V. Духовные истоки воспитания.

  1. «Духовный час» для детей и родителей.
  2. Посещение Свято-Троицкого храма города.
  3. Внеклассное мероприятие «Праздник Светлой Христовой Пасхи».
  4. Помощь нуждающимся:
    а) шефство над ветеранами войны и труда;
    б) операция «Айболит» (ремонт книг школьной библиотеки);
    в) операция «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушки для птиц).

Завершающим этапом школьного фесиваля «Весна – свобода воскрешенная» стал «Праздник Светлой Христовой Пасхи». Организатор мероприятия Ирина Ивановна Афанасьева вместе с обучающимися 1 «Б» и 2 «А» классов рассказали гостям о том, почему и как празднует православный народ Пасху.

Присутствующие услышали интересное предание о первом крашеном яйце, узнали в какие игры играли дети в старину на этот праздник, соприкоснулись с поэтическим словом разных веков.

Подробно остановиться хотелось бы на разделе «Уроки воспитания характера».

Материал таких занятий является дополнительным к основному содержанию урока и способствует более полному раскрытию его темы.

Уроки доброты.

Цели: на примере героев произведений воспитывать в детях основные нравственные ценности: уважение, доброту, сострадание к ближнему, учить делать добрые дела.

Материал рассчитан на два урока в течение дня.

Урок чтения. Тема урока: «Согласная буква Д. Звуки [д], [д]»

1. Беседа с классом:

  • Как люди приветствуют друг друга утром? (Доброе утро)
  • Это значит, они желают друг другу добра.
  • Как вы понимаете слово « доброта»?
  • Что значит совершать добрые дела или поступки ?

2. Чтение учителем рассказа « Юноша и морские звезды».

Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека подбирающего на песке морских звезд и бросавшего их обратно в воду. Поравнявшись с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы,- возразил старик.- Что толку в твоих усилиях?»

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руке, бросил её в море и произнёс: «Толк есть - для этой звезды, и тех, кого я уже бросил». Обсуждение:

  • Можно ли считать его поступок добрым? - Как бы вы поступили на месте юноши?
  • Давайте и мы попробуем быть сегодня добрыми друг к другу.

3. На примере слова «доброта» знакомятся со звуком [д], а затем и буквой Д.

4. Работа с пословицами: объясни значение. Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что добрый есть. Добрая слава лежит, а худая бежит.

Урок математики.

Тема: «Решение задач разных видов» Основная часть урока проходит в форме игры. На доске рисунки сказочных героев с заданиями. Беседа:

- Из каких сказок эти герои?

- На какие группы можно разбить этих героев по их поступкам? (Добрые и злые). Чтобы все герои стали добрыми необходимо решить задания, которые каждый из них приготовил. (Дети с увлечением выполняют задания)

Остается нерешенной задача Бабы Яги. Это задание на перспективу, чтобы у детей был интерес работать дальше. С ней можно встретиться через несколько уроков.

Итог уроков: - Легко ли быть добрым?

Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. (Учитель раздает детям солнышки, вырезанные из цветной бумаги.)

Урок патриотизма.

Цель: воспитывать любовь к Родине, её природе. Его материал раскрывается при работе по иллюстрации на стр. 104 учебника «Азбука» В.Г. Горецкого и др. для 1 класса.

Урок чтения. Беседа по иллюстрации на стр. 104.

I. Чтение отрывка из стихотворения С. Есенина «Береза».

- Что нарисовано на рисунке?

- О каком времени года написано стихотворение?

- Как показал поэт красоту зимней березы?

II. Беседа о роли березы в истории России (слово учителя).

- Русская береза- символ Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи, фольклоре.

Послушайте, как говорят о березе русские поэты. (Подготовленные учащиеся читают отрывки из стихотворений известных авторов.)

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Поэтому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Н. Рубцов

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
П. Балацкий

- А теперь посмотрите на репродукцию картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Как выглядят березы? (Стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красоту.)

Хороша ты любою порою
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

- В грозные годы войны береза была символом непобедимости Родины. И где бы ни росла русская береза, везде она людям - радость, везде она -свет. (Чтение учителем стихотворения И. Токмаковой «Береза».)

III. Заключительная часть

Звучит песня «Край березовый» (ел. Резника, муз. Броневицкого).

IV. Домашнее задание: нарисовать пейзаж с изображением русской березки.

Урок правды.

Цель: знакомство со значениями слов «правда», «ложь»; учить отличать правду ото лжи, учить детей говорить только правду, быть честным.

Рассчитан на один урок, на котором дети на основе слова <честность> знакомятся со звуком [ч'] и согласной буквой Ч.

Урок чтения.

1. Запись на доске слов: честность, правда, неправда, ложь.

- Разделить слова на две группы по значению. ( Честность, правда, неправда, ложь).

- Что такое ложь?

Ложь- это искажение истины, неправда, обман.

- Почему люди часто обманывают друг друга? (Ответы детей.)

- Что такое честность?

Честность - это качества характера, которое связано с тем, что есть правда.

Честные люди правдивы в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, потому что им можно доверять. Им можно доверять свои вещи, потому что они не украдут их. На них можно положиться, потому что они выполняют свои обещания. Они не обманывают людей.

2. Послушайте аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». Обсуждение:

- Почему Ваня сказал неправду?

- Почему все засмеялись после слов Вани?

- Как повел себя Ваня?

3. Работа с пословицами.

- Как вы понимаете их значение?

- Ложь дружбу губит.

- Маленькая ложь за собой большую ведет.

- У неправды короткие ноги.

4. Игра «Волшебный светофор».

5. В конце урока вывод и заучивание слов:

Ничего на свете нет
Что надолго можно скрыть.
И поэтому не стоит,
Нам неправду говорить.

Однако, осуществляя любую работу по воспитанию, необходимо помнить следующее.

Прежде чем перекраивать детский характер, необходимо посмотреть на исходный материал. У каждого человека есть свои ресурсы, возможности. И они не безграничны. Их сочетание, их соотношение во многом уже определено с самого начала, с первых месяцев жизни ребенка. И задача намеченных мной мероприятий - как можно скорее определить главные, доминантные черты его характера.

Безусловно, в ребенке можно что-то развить, а что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным. Только - «не проси груш у тополя», как гласит испанская пословица. Ведь проси - не проси, груш все равно не дождешься. Тополь может вырасти чахлым и кривым, а позаботишься о нем - станет стройным красавцем. Так и человек. Озорник, сколько его не ругай и не наказывай, все равно не превратится в паиньку. Но от нас зависит, вырастит ли он хулиганом или станет предприимчивым организатором нового дела. Застенчивый же человек душой компании, как ни старайся, все равно не будет, но опять же от нас зависит, вырастет ли он букой или все-таки научится общаться с людьми. Застенчивость уже будет восприниматься как скромность.

И закончить свое выступление хотелось бы словами Л.Н. Толстого:

«Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя..., то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: «Как надо самому жить?» Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя!»

Литература

  1. Екимчева Н.Е. Ваши святые помощники и заступники. - М., 2005.
  2. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.
  3. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. - Волгоград, 2003.
  4. Маслова Н.В. Хрестоматия для внеклассного чтения. - М., 2005.