Диагностическая деятельность школьного психолога

Разделы: Внеклассная работа


ПРИТЧА О ТИПАХ ЛЮДЕЙ

Однажды ученик спросил у Мастера:

Скажи, как мне научиться находить общий язык с любым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?

Это просто, - сказал Мастер. - Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив все эти типы и узнав способы общения с каждым, ты не будешь никогда испытывать трудностей. Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда счел свое обучение завершенным, отправился в большой город. Но по дороге он был остановлен разбойником и ограблен. Вынужденный вернуться к Учителю, он посетовал:

Мне не помогло мое знание! Я пытался определить тип этого разбойника и общаться с ним соответственно, но это не помешало ему ограбить меня!

Однако ты остался жив - это ли не результат? - сказал Мастер. - Кроме того, ты не понял главного. Ты не увидел за типом человека.

В работе социально-психологической службы мы стараемся увидеть в любом ребенке именно человека.

Если говорить о работе социально-психологической службы нашей школы то социальный педагог в школе знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами субъектов городской системы профилактики, в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственной ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Школьный психолог развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Анализирует результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Решает проблемы в воспитании, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе, группе.

Особенности умственной деятельности ребенка, его обучаемость очень тесно связаны с другими свойствами его личности, и прежде всего с его отношением к учению, с тем, как оценивает ребенок свои собственные успехи или неуспехи и как он реагирует на оценку окружающих его людей - учителей и товарищей по классу. Как известно, ведущей деятельностью в школьном возрасте является учебная деятельность, именно она оказывает определяющее влияние на формирование личности учащегося. Немалое значение имеет, в частности, то, как складывается "учебная биография" школьника - получает ли он поощрения в учебной работе или систематические неудачи в ней приводят к частому получению им отрицательных оценок со стороны учителей, а затем и товарищей по классу. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к учению и успеваемости имеют свою специфику на разных ступенях обучения. В то же время большое значение имеет и преемственность между ступенями обучения, которая предполагает единое направление в формировании личности учащегося - развитие его положительных черт и преодоление отрицательных. При этом необходимо учитывать то, что при изменении условий обучения (когда, например, усложняются требования к учебной деятельности при переходе от младших к средним классам) могут обостряться проявления некоторых отрицательных черт, которые имели место на более ранних ступенях обучения. Однако в тот период они еще не оказывали неблагоприятного влияния на успешность в учении и потому не были своевременно обнаружены учителем.

Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что "...развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека". При разработке путей преодоления неуспеваемости важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личности ученика под влиянием педагогических воздействий.

У нас в школе есть классы где собраны учащиеся, имеющие длительный опыт учебных неудач, не обладающие самыми элементарными навыками учебного труда, не умеющие и не желающие активно мыслить при выполнении учебной деятельности, отрицательно относящиеся к самому учению. Все искусство педагогов заключалось в том, чтобы найти такие формы работы, которые воздействовали бы и на мотивацию, и на формирование навыков учебного труда, и на мышление учащихся.Основная трудность состояла в том, что для изменения отношения к учению им нужно было предлагать легкие для них виды деятельности, не требующие умственного напряжения, в то время как для развития их мышления были необходимы задания проблемного типа, требующие умственных усилий.

На первом этапе обучения в таком классе большое место в учебном процессе поэтому заняли однообразные виды деятельности (списывание, письменные вычисления), которые давали возможность организовать учеников на выполнение учебной работы, вызвать у них удовлетворение оттого, что они справляются с ней успешно, а тем самым изменить их отношение к учению и только постепенно, с очень большой осторожностью учителя вовлекали этих школьников в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и систематически обучая их рациональным приемам мышления. При этом большое значение имела возможность для каждого ученика проявить себя (в условиях относительно, более однородного состава класса) и за любой, даже скромный, успех получить поощрение учителя.

В этом классе было немало детей с пониженной обучаемостью, и самым трудным для учителей было приучать их к самостоятельному мышлению.

Исследования показали, что дети с пониженной обучаемостью широко используют помощь взрослого при выполнении заданий и те сдвиги, какие происходят в их умственной деятельности под влиянием этой помощи, довольно значительны.

Следовательно, для того чтобы учить детей, с пониженной обучаемостью самостоятельно мыслить, нужно им оказывать помощь при выполнении учебных заданий. Эта помощь должна быть дозирована, и если вначале она оказывается в самых больших "дозах", то затем постепенно мера помощи уменьшается, тем самым расширяется "зона" самостоятельного мышления этих детей.

В системе заданий, предлагаемых детям, должны занимать определенное место и такие сниженные по трудности задания, которые могут быть ими решены без всякой помощи, вполне самостоятельно. Успех в решении такого рода заданий будет способствовать формированию у них положительного отношения к процессу самостоятельной работы.

Постепенное возрастание требований к детям с пониженной обучаемостью должно соответствовать возрастающей возможности их реализации детьми. В противном случае (если нет этого соответствия) у детей возникнет отрицательная мотивация, которая осложнит дальнейший процесс учения.

Пути устранения неуспеваемости в нашей школе:

  1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем. в том числе применение активных методов и форм обучения., новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
  2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
  3. применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за
  4. трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
  5. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе, это дополнительные занятия. Классы индивидуального обучения. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. 4.Воспитательное воздействие.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости.

Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками

выдвигаются воспитательные и развививаюшие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используем игровую и практическую деятельность. Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.