Учебный процесс в логике компетентностного подхода (рекомендации)

Разделы: Общепедагогические технологии


I блок. Понятия “компетентностный подход”, “компетенции в образовании”.

Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей.

Ключевые компетенции – универсальные компетенции (круг вопросов, способности, умения), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.

Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка и литературы:

а) Общая характеристика.

  • Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
  • Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.
  • Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).

б) Определение ключевых компетенций.

  • Информационная компетенция - готовность работать с информацией.
  • Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.
  • Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.
  • Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.

II блок. Основные принципы организации учебного процесса в логике компетентностного подхода.

а) Цель учебной деятельности – организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания (учить способам деятельности);

б) Позиция ученика: я учусь, как действовать в проблемной ситуации; я сам должен принимать решение, прав ли я или нет;

в) Позиция учителя: ученик – человек, имеющий собственный опыт, собственное мнение, имеющий право и возможность самому искать решение добывать знания (“я не сосуд, который надо заполнить знаниями);

г) Учебный материал опирается на результаты изучения предыдущего и связан с последующим; практически ориентирован;

д) Задания не только те, которые выполняются с правильными ответами, а и те, которые имеют неправильные варианты (типа тестов);

е) Вопросы задаются такие вопросы, ответ на которые можно найти не только в учебнике: часть можно найти в учебнике, часть в изученных дополнительных материалах, а часть нужно искать самостоятельно;

ж) Оценивание.

  • что оценивается – “сумел” или “не сумел”;
  • кто оценивает – в первую очередь, сам ученик оценивает свои знания и умения;
  • способ оценивания – по уровням и критериям (не количественные показатели).

III блок. Что должен уметь учитель, чтобы реализовать учебный процесс в логике компетентностного подхода.

  • Ориентироваться в ситуации на рынке труда (хотя бы в своём городе); понимать, какие умения потребуются ученику, чтобы найти себе работу в будущем;
  • Видеть и понимать жизненные интересы учащихся;
  • Проявлять уважение к своим ученикам и их интересам;
  • Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

IV блок. Урок в логике компетентностного подхода.

  • Цель (обучающая, воспитывающая, развивающая) ставится и формулируется чётко вместе с учащимися;
  • Степень достижения целей урока оценивается совместно с учащимися;
  • Урок планируется с пониманием содержания образования (чему учу) и содержания учебного материала (с помощью чего учу; а также для чего учу (у учащихся не должно возникать – “зачем мне это нужно?”);
  • Урок планируется с использованием компетентностных форм и методов учебной работы (прежде всего, всех видов самостоятельной работы - групповой или индивидуальной); обучение способам деятельности - прежде всего;
  • Между этапами урока выстраивается внешняя и внутренняя логика (логика движения);
  • Учитель умеет оперативно (на самом уроке) корректировать и уточнять цели, учебные задачи, включать незапланированное содержание образования и незапланированный учебный материал - при изменении запланированной ситуации;
  • Часть функций учителя можно передать ученикам.

V блок. Формы и методы учебной работы.

а) Некомпетентностные формы и методы учебной работы.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Но некоторые формы и методы, не снабжённые специальными акцентами или дополнениями (например, групповое целеполагание, самооценка), не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:

  • монолог учителя;
  • фронтально-индивидуальный опрос;
  • информирующая беседа;
  • самостоятельная индивидуальная работа ученика по заданию, указанному учителем;
  • демонстрация видеофильма;
  • экскурсия;
  • проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме.

б) Методы формирования информационной компетенции.

Поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками;
  • задачи с избытком информации (отделить значимую информацию от “шума”);
  • задачи с недостатком информации (определить, каких именно данных не хватает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • упорядочение информации;
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, таблиц;
  • задания по обобщению материалов состоявшихся дискуссий, обсуждений.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  • подготовка плакатов, презентаций;
  • подготовка учебных материалов, пособий по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.д.

Комплексные методы:

  • составление и защита рефератов;
  • информационные учебные проекты с публичным представлением результатов;
  • телекоммуникационные проекты;
  • учебно-исследовательская работа;
  • выпуск ученических СМИ.

в) Методы формирования коммуникативной компетенции.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры (роли говорящего, слушающего, задающего вопросы и отвечающего);
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;
  • обсуждение, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения;
  • выступления в качестве оппонентов;
  • выступления в качестве ведущих на занятиях, мероприятиях и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры (роли пишущего и читающего);
  • учебные исследования и проекты, требующие проведения письменного анкетирования с предварительной подготовкой вопросов;
  • проекты (в том числе, телекоммуникационные), требующие составления текстов;
  • подготовка заметок и статей в СМИ;
  • письменное рецензирование выступлений и работ, подготовленных товарищами.

г) Методы формирования кооперативной компетенции.

Главное здесь – установка учителя на обучение каждого учащегося умениям работать над выполнением задания не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с товарищами.

Методы и приёмы в рамках фронтально-индивидуальной работы:

  • фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (число задаваемых вопросов – 2-4; вопросы с элементами проблемности). Задав вопрос, учитель отводит 1-2 минуты на обсуждение ответа учениками в парах, в группах. Пара, группа должна предложить согласованное решение вопроса;
  • индивидуальные задания проблемного характера для самостоятельной работы, для выполнения которого необходимо привлечение других учащихся.

Методы и приёмы в рамках групповой работы:

  • самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала. Задания должны быть сформулированы так, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися (например, задания типа головоломок);
  • лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах, группах;
  • групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
  • групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
  • ролевые и деловые игры.

Методы и приёмы в рамках индивидуальной работы:

  • индивидуальные проекты любого типа;
  • индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

д) Методы формирования проблемной компетенции.

Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.

  • Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи;
  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи);
  • Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся;
  • Все методы и приёмы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент);
  • Проблемно-модельное обучение: моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации; имитационно-деловые игры;
  • Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
  • Решение одной и той же учебной задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
  • Учебные упражнения (задачи) с известным условием;
  • Учебные упражнения (задачи) с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
  • ситуационный семинар (метод кейсов): группе учащихся или отдельным ученикам выдаётся пакет материалов (кейс) с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания;
  • Любые виды проектной деятельности;
  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст (бытовой, профессиональный, социальный, нравственный и т.д.)

Примечание: при подготовке материала было использовано пособие “Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности”; Сергеев И.С., Блинов В.И., АРКТИ, 2007.