Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: Урок-деятельностная игра “Лабиринт законов” (урок сообщения новых знаний).

Задачи:

1. Дать понятие семьи, брака и познакомить с условиями заключения, расторжения брака.

2. Развитие гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.

3. Воспитание активной жизненной позиции на основе уважения морали, соблюдения закона.

4. Формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.

Источники информации: Учебник А.Ф.Никитин “Право и политика”, параграф 17, М.Аксёнова “Энциклопедия для детей”. Иллюстрации картин: П. Федотов “Сватовство майора”, “Свежий кавалер”, стихотворения Э. Асадова, пословицы, статотчёты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация, диаграммы.

Основные понятия: Конституция Российской Федерации, закон, кодекс, граждане, семья, брак, ЗАГС, регистрация, государственный акт (официальная запись), свидетельство о браке, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, развод.

ХОД УРОКА

1. Мотивационный аспект.

- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!

Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.

Эпиграфом нашего урока являются слова:

“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека

Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.

2. Сообщение темы, цели урока.

3. Мозговой штурм.

Ребята работают в группах и заполняют таблицу.

1-я группа

Что даёт семья человеку?

2-я группа

Что объединяет членов семьи?

1-я группа

Что семья даёт государству?

2-я группа

Назовите членов семьи

защиту родство граждан супруги
взаимопонимание общее хозяйство работников родители и дети, приёмные родители
покой дети налогоплательщиков бабушки и дедушки
продолжение рода традиции учёных отчим, мачеха
уважение права и обязанности изобретателей пасынки, падчерицы
тепло   защитников Отечества родные братья и сёстры

3. Источники, регулирующие семейное право. Работа в группах.

Что же такое семья? Дайте объяснение изречениям.

1-я группа: “Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер

2-я группа: “Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С Макаренко

Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.

Конституция Российской Федерации

№ статьи Содержание статьи
2 Высшая ценность - человек
19 Равноправие всех граждан России перед законом и судом
20 Право на жизнь
21 Достоинство личности
22 Право на свободу и личную неприкосновенность
23 Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
28 Свобода совести, вероисповедания
38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

46 Право на судебную защиту

Назвать другие источники, регулирующие семейное право

• Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений (дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство);

• Трудовой кодекс РФ, определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.;

• УК РФ, предусматривающий ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, за убийство матерью новорожденного ребенка, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины ил” увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (гл. 20 - “Преступления против семьи и несовершеннолетних”);

• иные законы Российской Федерации (например, Закон РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), указы Президента Российской Федерации (например, “О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, увольняемых в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций”), Постановления Правительства Российской Федерации (например. “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”).

Вывод: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ – основополагающие документы и источники в области семейного права.

4. Проверка творческого задания. Отчёт групп о причинах вступления в брак на основе анализа содержания картин художника П. Федотова.

1- я группа Анализ картины “Сватовство майора”

Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?"

Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.

Армейский офицер, капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца".

Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек
Доберусь.

2- я группа. Анализ картины П.Федотова “Свежий кавалер”

Беспорядок, царящий в комнате: все разбросано, переломано, перевернуто. Мало того, что курительная трубка разбита – так и у гитары оборваны струны, и стул изувечен, и хвосты селедочные валяются на полу рядом с бутылками, с черепками от раздавленной тарелки, с раскрытой книжкой.
Кухарка - недурна собою, опрятная женщина, с приятно округлым простонародным лицом, всем своим видом являющая противоположность расхристанному хозяину и его поведению, смотрит на него с позиции стороннего и незапятнанного наблюдателя.
Жалкий чиновник стоит в позе античного героя, жестом оратора поднося правую руку к груди (к тому месту, где висит злополучный орден), а левой, упертой в бок, ловко подхватывая складки просторного халата, так, словно это не халат, а тога.

Вывод: Взаимное согласие будущих супругов вступить в брак – основа создания крепкой семьи.

6. С чего начинается семья? Анализ информационных источников. Составление опорной схемы.

Семья начинается с заключения брака, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Слово “брак” образовалось от древнерусского “братичи” - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Брак – это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. С помощью брака вновь образованная семья официально заявляет о своём существовании и получает признание своей законности со стороны общества и государства.

- Каковы же условия заключения брака? Работа по учебнику - заполнение схемы:

Условия вступления в брак:

  1. Добровольное согласие.
  2. Достижение брачного возраста – 18 лет.
  3. Не должен состоять в зарегистрированном браке.
  4. Не допускаются браки между близкими родственниками.
  5. Обе стороны должны быть дееспособными.
  6. Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.

Принципы создания семьи:

1. Поэты утверждают, что всё начинается с любви.

2. Принцип равенства супругов в семье - означает равенство прав и свобод супругов.

2. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

3. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Поэтическая минутка. Любовь и мораль. Анализ стихотворений.

- В чём нравственная сила любви? Что является главным принципом брака?

Слово о любви. Эдуард Асадов

Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспорно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости соткана

Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любовь – стремление к идеалу, живое воплощение идеала. Любовь рождает прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности. Любовь - чувство возвышенное, высокоморальное.

Любовь несёт мир и спокойствие, помогает сотрудничеству, примеряет врагов, служит человеческому прогрессу.

- В чём взаимосвязь любви и морали? (Мораль - это призыв к добру и справедливости. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами.

Вывод: Любовь - духовный союз влюблённых, основа создания семьи.

7. Особые условия вступления в брак:

  1. Беременность.
  2. Рождение ребёнка.
  3. Непосредственная угроза жизни одной из сторон.

Брак недействителен

8. Порядок регистрации брака. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.

  1. Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
  2. Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
  3. Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
  4. Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
  5. Отметка в паспорте жены и мужа.
  6. Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.

9. Права и обязанности супругов. Работа по источникам, заполнение схемы.

10. На основе анализа сделайте вывод, какие годы семейной жизни наиболее подвержены риску распада?

По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.

Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30.

- Почему на свадьбах молодожёнам желают совет да любовь? Решение задачи.

Может ли быть счастлива семья, где муж и жена свели свои взаимоотношения только к выполнению долга, семейных обязанностей? Не печально ли слышать жене: “Мое дело – принести зарплату, твое – сварить обед. Чего же тебе еще?”. Любовь не ограничивает себя законом, она ищет, чем доставить радость

11. Права и обязанности родителей и детей. Правовой калейдоскоп. Работа с источниками.

- С какого времени супруги получают родительские права и обязанности? До каких пор они сохраняются? Каких родителей лишают родительских прав?

На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.

Правила поведения в семье:

Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:

  • при старших молчать:
  • мудрых слушать:
  • старшим повиноваться:
  • с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:

  • не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
  • соблюдать порядок, чистоту в доме:
  • строго выполнять свои обязанности;

В крестьянской семье действовали правила:

  • уважение к старшим;
  • выполнение своих обязанностей по хозяйству;
  • воспитание патриотизма и др.

12. Развод. Условия оформления развода.

- Что же определяет крушение семейного корабля?

Кризис брака: кто виноват и что делать?

Итоги экспресс-диагностики озвучивают статисты. Было опрошено 35 респондентов.

Вывод: Основной причиной распада брака является алкоголизм, эгоизм.

После регистрации развода в органах ЗАГСа права и обязанности супругов считаются прекращёнными.

Статисты представили данные о браках и разводах 1922–2007 г. в России

Годы Тыс. На 1000 человек населения
браков разводов браков разводов
1992 1053,7 639,2 7,1 4,3
1995 1075,2 665,9 7,3 4,5
2000 897,3 627,7 6,2 4,3
2001 1001,6 763,5 6,9 5,3
2002 1019,8 853,6 7,1 5,9
2003 1091,8 798,8 7,6 5,5
2004 979,7 635,8 6,8 4,4
2005 1066,4 604,9 7,5 4,2
2006 1113,6 640,8 7,8 4,5
2007 1262,6 685,9 8,9 4,8

Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 24-25 февраля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

 Кто из супругов, на Ваш взгляд,
чаще бывает виноват в разводах?
1990 г.

2007 г.

  Всего опрошенных Пол
Мужчины Женщины
Никто, виноваты обстоятельства 16 16 15
Мужчины (мужья) 13 6 18
Женщины (жены) 7 10 3
И те, и другие одинаково 62 64 60
Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам?
Алкоголизм, наркомания одного из супругов 33 51
Отсутствие собственного жилья 21 41
Ничто не вынуждает, в разводах виноваты сами супруги 34 31
Невозможность прокормить семью 8 29
Вмешательство родственников в дела семьи 17 18
Невозможность иметь детей 10 10
Длительное раздельное проживание 7 8
Хроническая болезнь одного из супругов 3 2
Что, на Ваш взгляд, сильнее всего препятствует разводам? (До трёх ответов)
Невозможность "поделить" детей между родителями 25 33
Сложности с разделом жилья, имущества 10 32
Материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов 7 24
Несогласие на развод одного из супругов 8 20
Неприятная, тяжелая процедура развода 10 12
Осуждение близких родственников, друзей 5 8

Вывод: В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье. Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит еще раз задуматься об этом?

Семейный дом - жилище семьи и рода, символ счастья, достоинства, благополучия. Семья - школа терпения, взаимопонимания, самоотдачи. Так давайте её все вместе сохранять.

12. Конкурс пословиц о семье. “Где любовь и совет, там и горя нет”.

13. Рефлексия. Составление кодекса счастливой семьи.

14. Дача домашнего задания:

Параграф 17. Мини-сочинение: “Счастливая семья”. Выучить термины.

Итог урока:

- Что закрепляют основополагающие правовые акты, регулирующие семейное право?

- Что на ваш взгляд необходимо сделать для укрепления семейных отношений и сокращения количества разводов в нашем государстве?

Вывод: Каждый человек – это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нем. В нем откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость.

Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, все то, что разъединяет, что рознит его с любимым.