Внеклассное мероприятие по литературе: "Пушкин, Керн, Глинка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: приобщить ребят к классической музыке, почувствовать внутренний мир героев.

Учитель: Одним из самых прекрасных творений природы является женщина. Она олицетворяет собой начало жизни, любви, счастья на Земле. Во все времена пером стихотворцев водила потребность высказаться о своем чувстве, поведать историю своего сердца. Кто из поэтов прошлого не писал о любви! И у кого из них не было реальной музы, женщины – вдохновительницы!

Анна Петровна Керн… Это ей посвятил Пушкин неумирающие строки о высокой любви, дарующей человеку “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…”

Вдохновительница пушкинской Музы пережила своего поэта на 43 года. Она оставила прекрасные поэтические воспоминания, исполненные грациозной искренности.

Пушкин: “Хотите ли знать, что такое госпожа Керн? У нее гибкий ум, она понимает все, она огорчается легко и так же легко утешается; она робка в манерах и смела в поступках; но она очень привлекательна…”

(Звучит музыкальное вступление к романсу Глинки.
На сцену выходит Керн с дочерью. Садятся)

Пушкин:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Елизавета Керн (дочь): Мама, мне послышались знакомые строки Александра Пушкина, посвященные тебе. Расскажи, пожалуйста, мне поподробнее об отношениях с этим человеком. Что тебя с ним связывало?

Анна Петровна Керн. “В 1819 году я приехала в Петербург с мужем и отцом, который представил меня в дом его родной сестры, Олениной. На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его: мое внимание было поглощено шарадами, которые тогда разыгрывались, в них участвовали Крылов, Плещеев и другие. Никогда не забуду Крылова, когда он читал свою басню про осла. Как сейчас вижу комическое выражение, с которым он произнес: “Осел был самых честных правил”. В чаду такого очарования ч не заметила Пушкина. Но вскоре он дал себя заметить дерзким замечанием.

Е. Керн. Дерзким замечанием? А каким именно?

А. Керн. “Во время дальнейшей игры на мою долю выпала роль Клеопатры, и, когда я держала корзинку с цветами, Пушкин, вместе с моим братом Александром Полторацким, подошел ко мне, посмотрел на корзинку и, указывая на брата, сказал: “А роль змеи, как видно, предназначается этому господину?” Я нашла это дерзким, ничего не ответила и ушла”. “Вскоре вечер закончился. Все стали разъезжаться. Когда я уезжала и брат сел со мною в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами”.

Е. Керн. Мамочка, как это интересно! Ты не заметила его с самого начала?! А Александр Сергеевич обратил на тебя внимание! А что больше вы с ним ни разу не встретились?

А.С. Пушкин.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

А.П. Керн. “В течение 6 лет не видела я Пушкина, но от многих слышала про него как про славного поэта. С жадностью читала “Кавказкий пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “разбойники” и 1-ю главу “Онегина”. …Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тетки моей, Прасковьи Александровны Осиповой, в Тригорском, в 1825 году, в июне месяце”.

А.С. Пушкин.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Е. Керн. А как же происходила ваша встреча после 6 лет расставания?

А.П. Керн. “Вот как это было. Мы сидели за обедом,… вдруг вошел Пушкин с большой, толстой палкой в руках. Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться, он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, - и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно… Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.”

Е. Керн. А как же стихи попали тебе? Неужели сам Пушкин отдал тебе их в руки?

А.П. Керн. После прогулки в Михайловском в старом, запущенном саду с длинными аллеями лип, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, и на другой день я должна уехать в Ригу.

Е. Керн. Мама, эта та самая липовая аллея, которая носит название “аллея Керн”.

А.П. Керн. Да. Так вот. “Он пришел утром и на прощание принес мне 2-ю главу “Онегина” в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил листочек и не хотел возвращать. Насилу выпросила я их. Что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих “Северных цветах”.

Е. Керн. Знаешь, мама, зачем я попросила тебя об этом рассказать? Недавно к нам зашел Михаил Иванович Глинка. Он мне исполнил музыку, сочиненную к этим стихам Пушкина. После исполнения сказал о своих глубоких чувствах ко мне. Я думаю, что он их выразил в этом романсе. Давай послушаем его.

(Звучит романс)

Учитель. И вот уже в течение 160 лет романс Глинки “Я помню чудное мгновенье” является жемчужиной камерной вокальной классики. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено прежде всего в мелодии – по-русски пластичной и задушевной, певучей. Так что же, как вам кажется, обозначено в романсе?

1 ученица: В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке.

Учитель. Давайте же с вами попробуем уловить каждое душевное состояние лирического героя.

(Звучит музыка)

2 ученик. Фортепианное вступление представляет собой образ горячо любящего человека и воплощенную мечту его – “гений чистой красоты”.

3 ученик. При упоминании о “томленьях грусти безнадежной” легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго – чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности.

4 ученик. Но вот движение резко меняется, становится то взволнованным - “Шли годы. Бурь порыв мятежный”, то наоборот, заторможенным – “В глуши, во мраке заточенья…”. Музыка теряет мягкую округленность, спокойный ритм и становится более напряженной.

Учитель. А какие ощущения вызывает у вас заключительная часть романса?

2 ученик. Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование (“Душе настало пробужденье!”). Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя наполненность становится иной – трепетной, восторженно - счастливой.

1 ученик. Я считаю, что в этом романсе наиболее ярко проявились устремления двух великих современников – Пушкина и Глинки.

(Музыка умолкает)

Учитель. Послание к А.П. Керн навсегда останется одной из вершин русской и мировой лирической поэзии… Пройдут века и тысячелетия, но пока на Земле существуют жизнь и поэзия, сохранится близкий нам образ прелестной юной женщины – Анны Петровны Керн, – начертанный рукой поэта…

Она родилась на рубеже двух веков под зеленым штофным балдахином, шестнадцати лет была выдана за старика генерала, в девятнадцать встретилась с Пушкиным и … вошла в бессмертие.