Методические разработки урока технологии в 7-м классе по теме "В гостях у юных хозяюшек"

Разделы: Технология


Тема: В гостях у юных хозяюшек.

Тип: Обобщающий урок.

Форма: конкурсно-игровая программа.

Межпредметные связи: литература, ОБЖ.

Цели:

  • Образовательная: обобщить материал по разделу «Кулинария».
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, фантазию и творчество учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе, культуру общения, аккуратность и культуру труда при выполнении работы.

Материалы: для проведения соревнования готовится реквизит – фартуки, косынки, разделочные доски, ножи, продукты.

ХОД УРОКА

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас на игровой программе: В гостях у юных хозяюшек. Сегодня мы с вами закрепим знания, полученные на уроках по кулинарии, и приобретём новые с помощью конкурсов.

Кулинария – одно из самых распространённых увлечений человечества с древнейших времён до наших дней. Испокон веков повелось, что в семейной жизни приготовление пищи – это та сфера, где полновластной хозяйкой является женщина. Если для мужчин кулинария – это, чаще всего, хобби, то для женщин – ежедневная обязанность. В этой связи данный урок может быть не только увлекательным для школьников, но и весьма полезным.
Участники программы – девочки 7-х классов – будущие хозяйки, их гости – болельщики из класса. Гости не только сопереживают происходящему, но и могут увеличить личный счёт хозяюшек.

– Сейчас я познакомлю вас с жюри. (Желательно девочки 11-х классов)

– Каждая команда должна выбрать жетон, под каким номером будет выступать.

– Нашу программу мы начинаем с представления команд. Каждая команда подготовила свою рекламную визитную карточку. Учитывается форма, содержание.

1. И сразу переходим к конкурсу, который поможет всем настроиться на приятный отдых. Участницам предлагается весёлая викторина [1, 2]. Вопросы задаются одновременно всем конкурсантам, очко начисляется за первый правильный ответ. (Гости могут помочь ответить и передать выигранное очко одной из хозяек).
Итак, в меню конкурса шуточные вопросы:

1. Назовите фирменное блюдо сороки-воровки, которым она кормила своих деток. (Каша).

2. Как звали кота, который мог одновременно с аппетитом кушать и выслушивать собеседника? (Васька)

3. Что представляет собой ежедневная пища жителей острова «Чунга-чанга»? (Кокосы и бананы).

4. Герой, какого произведения и за что получил в награду:

Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженного?

(Ваня Васильчиков из сказки К.Чуковского «Крокодил и спасение Петрограда от Яростного гада).

5. Герой какой повести-сказки учил «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой к верху держишь, а надо колбасой на язык класть?» (Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот).

6. Назовите продукт, которым собиралась позавтракать ворона? (Сыр).

7. Лучшим истребителем в мире каких продуктов называл себя Карлсон? (Пироги и варенье).

8. Что съел на ужин Буратино в харчевне «Трёх пескарей» заплатив за себя, кота и лису золотой? (Кусочек хлеба).

9. Назовите соседа рябчика во рту у буржуя согласно меню, которое составил В. Маяковский? (Ананас).

10. Как называется булочное изделие, которым можно порулить? (Баранка).

2. Следующий конкурс про щи [3]

Щи – очень распространённое блюдо. Его готовит всё население России. Именно щи из квашеной капусты занимают центральное место в перечне национальных супов. Ассортимент щей разнообразен: щи из свежей капусты, щи суточные (из квашенной капусты), зелёные щи (из щавеля и крапивы), щи уральские из перловой крупы, щи донские (с рыбой), щи невские (с грибами), а всего около 60 рецептов.

Щи были и остаются повседневным блюдом семейного стола нашего народа.

Пословицы не даром молвятся
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощники
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют
Советы мудрые дают
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Народ сложил много пословиц и поговорок о щах. Вникая в их суть, мы узнаём много информации о блюде, о его значении, о любви и популярности щей среди разных людей.

А вы знаете пословицы и поговорки о щах?

  • От щей добрые люди не уходят.
  • Отец родной надоест, щи не надоедят.
  • Один мосол во щах не варят.
  • Щами мир стоит.
  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.
  • Где щи, тут же и нас ищи.
  • Щи всему обеду голова.
  • Где щи да каша, там и место наше.
  • Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются.
  • Голодному Федоту любые щи в охоту.
  • Не дело дёгтем щи белить, на то есть сметана.
  • Живём не мотаем, пустых щей не хлебаем.
  • Хоть сверчок в горшок, а всё с наваром бывает.
  • Щи не щи, а хоть рот полощи.
  • Тех же щей, да похлеще лей.
  • Щи хоть голову полощи.
  • Щи да капуста лихого не пустят.
  • Щи да каша – мать наша.
  • Щи поел – словно шубу надел.
  • Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что вкусно щи варит.
  • Щи хоть кнутом хлещи, а мясо не найти.
  • Кипяти щи, чтобы гости шли.

3. Эстафета здоровья – следующий конкурс [4]. Движение – основа здорового образа жизни. Для проведения конкурса готовится реквизит: фартуки и косынки, посуда, разделочная доска, ножи, продукты. Смысл этого конкурса – быстрее всех приготовить винегрет.

1-й участник чисти и режет картофель,
2-й – чистит и режет морковь,
3-й – свеклу,
4-й – солёный огурец и лук,
5-й – заправляет маслом, при желании украшает.

Вопрос: Ваша изюминка в приготовлении этого блюда?

4. Фирменное блюдо – следующий конкурс [4]. Подготовка к нему должна была быть организована как домашнее задание.

Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи, привычки народов, её населяющих, так самобытна и их кухня, и, прежде всего – пироги, подлинно народное творчество, составляющее часть национальной культуры. Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно это касается семейных праздников и обрядов. Упоминание о пирогах неразрывно связано и с народным весенним гулянием – Масленицей. К Масленице выпекался символический пирог – «лира с жаворонками», это было гимном весне.
В центральных и северных областях России к престольному празднику Маковею, который отмечался 14 августа, непременно были пироги. Маковая начинка была обязательной для пирогов.
На Спас пекли яблочные пироги.
Пирогом обозначался и конец поминального обеда.
К окончанию уборочной страды выпекали каравай с колосьями, который укладывали на расшитый рушник.
Пироги были всегда неотьемлемой частью русского застолья. И в этом нет ничего удивительного, скорее, явление это естественное и закономерное, так как главный продукт – мука. А из муки каких только удивительных изделий не сотворял изобретательный, способный на выдумки талантливый народ.
Пирог – праздничный хлеб.
Вопрос: От чего происходит название «пирог»? (От древне-русского слова «пир», – праздник, торжество).
Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог: «Хлеб-соль» – к приёму дорогих уважаемых людей, « Курник» – обрядовый пирог к свадьбе.
Вопрос: Для чего необходима первичная обработка муки? И в чём она заключается?
Представьте, пожалуйста, своё домашнее задание. (Расскажите о технологии приготовления пирога, секрет пирога).

5. Конкурс называется «сегодня на ужин» [3, 4]

Ситуация заключается в следующем: Вы пришли домой, а в холодильнике «хоть шаром покати. В доме можно найти всего 10 картофелин. Какие 2 блюда можно приготовить на ужин? (1 минута). Болельщики могут дополнить только после ответа участников.

6. Сейчас команды немного отдохнут, а мы проведём игру со зрителями.

Ответьте на вопросы:

  1. Самая сильная черта женщины? (Слабость)
  2. Из какого полотна нельзя сшить платье? (Из железнодорожного)
  3. Когда варишь суп, что сначала бросаешь в кастрюлю? (Взгляд)
  4. Дискотека у Золушки? (Бал)
  5. Самый благородный сорт стекла. (Хрусталь)
  6. Сорт посуды, разрисованной узорами только синего цвета. (Гжель)
  7. Сосуд, предназначенный для того, чтобы в него ставили цветы. (Ваза)
  8. Бумажные или льняные квадратики для вытирания рук и губ после еды. (Салфетки)
  9. Набор посуды для чая, кофе или обеда. (Сервиз)
  10. В какой стране в национальном мужском костюме присутствует юбка? (В Шотландии)
  11. Плоская подставка, на которую ставят сразу много посуды, чтобы подать ее к столу. (Поднос)
  12. Бывает кухонным, бывает и пиратским. (Нож)
  13. Посуда для соли. (Солонка)
  14. Салфетка, которую постилают на стол. (Скатерть)

7. Конкурс называется «Десерт»

Завершением званного вечера, праздничной трапезы является – десерт.
Конкурс под таким названием будет последним.
На десерт обычно подают фрукты или сладкое блюдо. Мы не будем отступать от этих правил. Наслаждаться десертом хозяюшка должна с закрытыми глазами.
Попробовать и определить, какое варенье было подано.
Участница, справившаяся с этой задачей, получит последнее выигрышное очко.

8. Подведение итогов, слово жюри

Дать общую оценку занятия (достижение цели, допущенные ошибки, результаты)
Оценить работу учащихся, выставить оценки в журнал.
Домашнее задание.

Литература:

  1. Коринфский Аполлон. Энциклопедия: Народная Русь. – М.: Агропромиздат, 2007.
  2. Пиксасова. Энциклопедия детского фольклора. Ладушки. – М.: Мой мир ГмбХ, 2007.
  3. Антис К. Русское застолье. – М.: Внешсигма, 2004.
  4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология». – М.: Просвещение, 2008.